Дайджест статей по актуальным вопросам формирования ИОС ОУ и развития ИКТ-компетентности учащихся и педагогов

Подготовила:
Мещерякова И.Н.
к.п.н., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
10 февраля 2014 года

  1. Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка / В.В. Абраухова // Вестник владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки - №9. – 2011 – С. 107-111.  [http://elibrary.ru/item.asp?id=17851520].

Ключевые слова: творческая направленность, предмет творчества, учреждения дополнительного образования.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье автор рассматривает особенности процесса творческого развития ребенка в среде учреждения дополнительного образования. Для каждой ступени основного образования дополнительное образование предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в условиях определенного возрастного периода.
От творческой направленности личности в современном обществе зависит социальный прогресс, рассматриваемый как восхождение к более сложным совершенным формам общественной жизни. Создание особых условий развития для каждого ребенка – такова стратегическая цель учреждений дополнительного образования, по мнению автора статьи.
В качестве основного механизма оптимизации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования автор выделяет поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития.
Одним из важных свойств системы дополнительного образования автор считает окрытость образовательного пространства. Открытое образовательное пространство учреждения дополнительного образования обеспечивает высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом общества.

  1. Ваграменко Я.А. Коллективное творчество учащихся и студентов в среде Интернет с использованием сетевых технологий Web 2.0 / Я.А. Ваграменко, А.В, Корниенко, В.С. Ильина // Электронный журнал "Информационная среда образования и науки". [http: //www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ ison_2012 /num_7_2012/] - №7. – 2012.

Ключевые слова: интернет-среда, сетевые технологии, веб-сайт, информационная безопасность, блогосфера, видео-хостинг, социальные закладки, информационный контент, wiki-среда, информационные образовательные ресурсы.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Интернет постоянно развивается, увеличивается количество информационных контентов, а следовательно и их пользователей, при этом большую часть растущей аудитории занимают молодые люди.
В статье авторский коллектив еще раз поднимает проблему информационной безопасности для молодежи в сети Интернет и использования информационного массива посредством современных сетевых технологий.
В статье предприняты попытки систематизировать и описать преимущества наиболее существенных для образования сетевых технологий, к которым авторы относят блоги, блогосферу, ключевые слова, социальные закладки, Wiki, RSS и социальные сети.
Авторы обращают внимание читателя на такую особенность сетевых технологий Web-2.0 как снятие языкового барьера между пользователями.

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся / П.Д. Гаджиева // Инновации в образовании - №10. – 2012 – С. 5-13.  [http://elibrary.ru/item.asp?id=18193523].

Ключевые слова: интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы организации обучения, интерактивные методы обучения, интерактивные технологии обучения.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности учащихся. В начале статьи автор вводит читателей в понятийное поле проблемы развития познавательной активности учащихся и особенностей организации интерактивного обучения.
В работе рассмотрены вопросы необходимости использования нетрадиционных форм и методов, способствующих активному включению обучающегося в учебно-познавательный процесс. Особое внимание автор уделяет рассмотрению интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания, что отвечает требованиям современных стандартов обучения.
Сквозь всю статью автор пронес мысль о том, что формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

  1. Григорьев О.В., Янголь Д.Ю. Дефиниция понятия «дистанционное обучение»/ О.В. Григорьев, Д.Ю. Янголь // Инновации в образовании- №8. – 2012. – с. 12-19

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, телекоммуникационные технологии, педагогический процесс, опосредованное взаимодействие, участники образовательного процесса.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В современной ситуации информатизации образования и всех сфер деятельности человека, несомненно, важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Однако на сегодняшний день отсутствует единое понимание базовых терминов в области педагогической теории и практики дистанционного обучения. Это приводит к многозначности толкования одного и того же понятия, к противоречивости восприятия информации участниками образовательного процесса. Учитывая данное обстоятельство, автор статьи делает попытку на основе анализа подходов к терминологии, раскрыть смысл понятия «дистанционное обучение» и соотнести понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование».
При этом делается вывод о том, что дистанционное обучение является одной из составляющих дистанционного образования и понимается автором как вид обучения, предполагающий преимущественно опосредованное взаимодействие педагога и обучающихся с активным использованием информационных и коммуникационных технологий, который направлен на саморазвитие личности обучающегося и усвоение стандарта знаний, умений и навыков, согласованных сторонами процесса обучения.

  1. Зайцева С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов / С.А. Зайцева // Высшее образование сегодня - №4. – 2011 – С. 42-44.  [http://elibrary.ru/item.asp?id=16539194].

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учитель начальных классов, ИКТ-компетентность, модель формирования. 1pix1pix
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ИКТ-компетентности педагогов начального образования, как основы создания информационно-образовательной среды.
Рассматривается компетентность в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) в учебно-воспитательном процессе начальной школы, которая является важной составляющей профессионализма учителя.
Автор описывает структурную модель формирования ИКТ-компетентности учителя через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессионального цикла с указанием форм, методов, средств профессиональной подготовки и критериев оценки уровня ИКТ-компетентности будущего специалиста.

  1. Захарова Н.И. Достижение планируемых результатов в области информационной культуры младших школьников / Н.И. Захарова // Начальная школа- №3. – 2012. – с. 88-91

Ключевые слова: информационная культура младших школьников, компьютерная грамотность, примерные учебные программы нового образовательного стандарта, информационные образовательные ресурсы, информационно-образовательная среда.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье рассматриваются современные тре­бования к информационной культуре младших школьников. Информационная культура в современном обществе рассматривается как неотемлимая часть общей культуры человека. В быту нас и  наших детей окружают приборы на микропроцессорной основе, мы имеем дело с различного рода информацией. Еще, будучи в детском саду, ребёнок использует процессор, монитор, клавиатуру и другие части машины, не обращаясь к каким-либо источникам, которые могли бы дать ему азы работы на компьютере. В начальную школу та­кой бывший дошкольник приходит уже не как «чистый лист», а как под­наторевший на практике самоучка.
Автором статьи освещается проблема достиже­ния планируемого результата в области компь­ютерной грамотности и овладения ИКТ-техно-логиями на основе учебного предмета в начальной школе как ответ на вопрос: «Чему нужно учить современного ученика?»
Учитывая требования стандарта, автор рекомендует в обучающей информационно-образовательной среде применять такие формы теоретического и практиче­ского освоения, как «умный матери­ал», упражнения, игры, тренажёры.

  1. Масягин В.П., Акапьев В.Л. Непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателей / В.П. Масягин, В.Л. Акапьев // Инновации в образовании- №7. – 2012. – с. 107-114

Ключевые слова: компетентностный подход, информация, компетентность, формализованный опыт информационной деятельности, информационно-технологическая компетентность, непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В современной ситуации модернизации российского образования поиски повышения качества образования ведутся в русле компетентностного подхода. Решение проблем образования начинается с подготовки и переподготовки педагогических кадров. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится непрерывное сопровождение педагогов как с точки зрения повышения уровня фундаментальных профессиональных знаний, так и на уровне совершенствования информационно-технологической компетентности как основной, базовой части профессиональной подготовки.
В своей статье автор обращаеется к педагогам среднего профессионального образования, но вопросы внедрения новых стандартов и подготовки педагогов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному совершенствованию и профессиональной мобильности, актуальны и для основной общеобразовательной школы.
Автор рассматривает базовые составляющие понятия «информационно-технологическая компетентность», и на основе их анализа разбирает требования, предъявляемые к информационно-технологической компетентности преподавателей. При этом структурообразующей основой информационно-технологической компетентности преподавателей, по мнению автора, выступает формализованный опыт информационной деятельности. Процесс формирования формализованного опыта информационной деятельности предполагает наличие собственной познавательно-волевой активности субъекта, собственной ориентировочно-поисковой деятельности.
Совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателя происходит за счет развития и совершенствования следующих компетенций: поисково-аналитической, информационно-коммуникационной и информационно-инструментальной.

  1. Махаева Л.В. Условия формирования общих компетенций (на примере информационной компетенции) / Л.В. Махаева  // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология - №3. – 2012- С. 62-66.  [http://elibrary.ru/item.asp?id=18327992].

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, общие компетенции, информационная компетенция, компетентный специалист.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье рассматриваются дидактические  (преобладание самостоятельной работы учащихся, наличие ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, содержание программы предмета вариативно и разноуровнево, создание диагностического аппарата для контроля сформированности общих компетенций) и психологические условия формирования общих компетенций и их реализация на примере информационной компетенции в структуре среднего профессионального образования (СПО).
Автор описывает два фрагмента программ: программы формирования информационной компетенции - обобщенный вариант, программы формирования информационной компетенции студентов учреждений СПО при изучении физики, где дает сравнительную характеристику традиционной и современной линий.
Далее педагог предлагает вниманию читателя примеры заданий, характеристику уровней и перечень критериев оценки результатов деятельности студентов СПО.

  1. Пытель Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности педагогов в области использования информационных систем в образовании  / Е.Н. Пытель // Известия южного федерального университета. педагогические науки - №4. – 2011 – С. 220-228.  [http://elibrary.ru/item.asp?id=16268391].

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, классификация информационных систем в образовании, повышение квалификации педагогов.
1pixОсновные идеи статьи (краткая аннотация):
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ИКТ-компетентности педагогов различных образовательных учреждений в области использования информационных систем.
Автор уточняет понятие ИКТ-компетентности педагогов в области использования информационных систем в образовании, описывает составляющие и уровни ее формирования, рассматривая ИКТ-компетентность педагога как часть его профессиональной компетентности.
Дается классификация информационных систем, используемых в образовании для решения образовательных, научных и административных задач, на основе использования открывающихся методических возможностях.
В статье также рассматриваются этапы овладения специальными информационными системами, составляющие основу профессиональной реализации педагогов, включающей конструктивный, организаторский и коммуникативный виды деятельности.

  1. Саркисян М. Проектная технология на уроках информатики / М. Саркисян // Электронный журнал "RusEdu: Информационные технологии в образовании» [http://www.rusedu.info/Article837.html] - 2007-09-06.

Ключевые слова: компетентностный подход, информация, компетентность, проектная технология, проекты.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье автор говорит о необходимости организации образовательного процесса, направленного на развитие творческой активной личности учащегося, владеющего современными технологиями и в силу этого  способного адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из средств достижения такого результата педагог предлагает использовать комбинацию эффективных педагогических технологий.
Далее педагог представляет опыт реализации сочетания проектной технологии, технологии разноуровневого обучения и технологии коллективных способов обучения. Автор рассматривает это сочетание как возможность формирования  следующих компетенций учащихся: информационную; коммуникативную; социальную; предметную. В этой группе ведущей является проектная технология.
Далее автор представляет возможности реализации указанной выше комбинации на уроках базового курса информатики.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации