ИКТ в сфере образования (дайджест)

Дайджест составлен Акимовым А.М., ст. преподавателем кафедры педагогики и психологии
10 февраля 2014 года

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования
(Обзор периодических изданий за 2013 год)

Егоров Б.В. Использование программы Macromedia Flash для подготовки интерактивных пособий / Б.В. Егоров // Информатика. Все для учителя– 2013. – № 2. – С. 21-40

Ключевые слова:  Macromedia Flash, интерактив, наглядность, динамичность
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Программа Macromedia Flash позволяет создавать наглядные динамичные пособия по различным учебным темам. Её главное отличие от программ, позволяющих наглядно представлять материал урока, состоит в том, что здесь можно создать динамическую модель практически любого процесса или явления. Ясно, что, увидев изучаемое явление «изнутри», учащийся разберётся в нём гораздо быстрее и глубже, чем после рассказа или показа учителем статического изображения этого же явления на экране.
Программа Macromedia Flash значительно расширяет возможности учителя по подготовке различных пособий для уроков и внеклассные мероприятий. В данной статье обобщен опыт подготовки различных материалов для уроков с помощью Macromedia Flash. Рассмотрены базовые возможности, и при наличии учительской фантазии хватит для создания самых разнообразных пособий но любом; предмету.

 

Шухарова Е.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ FLASH ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ / Е.Ф. Шухарова // Информатика. Все для учителя– 2013. – № 1. – С. 9-11

Ключевые слова:  Macromedia Flash, интерактив, наглядность, динамичность
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Автор статьи отмечает, что особенно эффективно применение дидактических учебных материалов на основе технологии flash на уроках в начальной школе и с учащимися 5-7 классов. В этом случае урок приобретает более динамичный характер, школьники принимают активное и, что самое важное, творческое участие в процессе обучения, вступая с учителем во взаимодействие, консультируясь как по вопросам, касающимся изучаемой темы, так и по вопросам работы с техническими устройствами.
Автор статьи  выделяет следующие цели применения flash-технологий на уроках:
- повышение наглядности при изучении новой темы;
- организация контроля знаний и умений учащихся в новой, нестандартной, интересной для школьника форме (flash-игры, кроссворды, ребусы, головоломки, задачи-рисунки, тесты с мгновенным оцениванием результатов либо обучающие тесты, дающие при необходимости пояснения и рекомендации к выполнению того или иного задания и указывающие на верность его выполнения);
- повышение эффективности обучения посредством привлечения возрастных особенностей учащихся и изменения эмоционального фона на уроке в процессе использования элементов занимательности;
- формирование отношений сотрудничества между учителем и учеником.

 

А.Ю. Уваров  СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПОДГОТОВКЕ: РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО. ВЕРСИЯ 2.0 / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 26-40

Ключевые слова:  Рекомендации ЮНЕСКО, ИКТ-компетентность, профессиональное развитие учителей, информатизация школы
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Статья привлекает внимание отечественных авторов стандартов для подготовки учителей и требований к их профессиональному развитию, разработчиков учебных программ и материалов, всех, кто занимается подготовкой педагогов в России, к Рекомендациям ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей. Обсуждаются новые возможности совершенствования работы по повышению квалификации педагогов, которые открываются с появлением этого документа и разработок, выполняющихся на его основе.
Появление Рекомендаций — важное событие в развитии процессов информатизации школы во всем мире. Программы подготовки и повышения квалификации учителей часто не соответствуют целям развития образования. Рекомендации и разъясняющие их издания предлагают руководителям и специалистам образования точное описание целей, которые можно использовать для совершенствования систем подготовки и повышения квалификации учителей в интересах экономического и социального развития страны.
Известно, что социальные и экономические условия, а также цели развития в отдельных странах существенно разнятся. Цель проекта по подготовке
Рекомендаций ЮНЕСКО — предложить подход к совершенствованию образования, который можно использовать во всем многообразии ситуаций и при разных стратегиях развития страны.
Набор компетенций, который приведен во второй редакции Рекомендаций, достаточно полон, а примерные программы подготовки учителей и требования к их сертификации отражают все новейшие достижения педагогической науки. Однако Рекомендации должны периодически обновляться по мере развития средств ИКТ и появления новых знаний о педагогическом процессе. Авторы документа призывают всех профессионалов, которые занимаются подготовкой будущих учителей и повышением их квалификации, присылать в ЮНЕСКО свои предложения по содержанию и структуре, а также по процедуре обновления Рекомендаций.

 

Усенков Д.Ю. Как снимать 3D / Информатика. Первое сентября. – 2013. – № 4. – С. 32-35

Ключевые слова: 3D, 3D технологии, 3D эффект, стереотехнологии, стереофотографии, стереопары
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Автор статьи рассматривает распространенные в данной области механизмы создания 3D фото и видео.
- Фотосъемка обычным фотоаппаратом;
- Стереосъемка через призматическую, или зеркальную, приставку;
- Стереосъемка двумя фотоаппаратами («спаркой»);
- 3D фотоаппараты;
- 3D – в World Wide Web.
Различных способов и, соответственно, оборудования для стереоскопической фото- и видеосъемки возможно множество. Однако все они, — напомним, — выполняют одну и ту же функцию: обеспечить съемку левого и правого кадров, составляющих стереопару. А далее нужно эти отснятые кадры обработать в соответствии с одной из возможных технологий, обеспечивающих просмотр стереоизображений. Но это — тема для отдельного разговора.

 

Усенков Д.Ю. Как создать стереофото / Информатика. Первое сентября. – 2013. – № 4. – С. 36-42

Ключевые слова: 3D, 3D технологии, 3D эффект, стереотехнологии, стереофотографии, стереопары
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Для создания стереофото  существует множество различных программ стереофотомонтажа — как коммерческих, так и бесплатных. Из них наиболее подходящая - Stereo PhotoMaker (авторы — Masuji SUTO и David Sykes): во-первых, она бесплатна для пользователей (доступна для скачивания на сайте http://stereo.jpn.org/eng/stphmkr) и проста в освоении и использовании, а во-вторых, в подавляющем большинстве случаев обеспечивает возможность автоматической сборки стереоизображения и позволяет сохранять полученное стереоизображение практически во всех существующих стереоформатах. В настоящее время актуальной является версия Stereo PhotoMaker 4.37.
Автор статьи рассмотривает "по шагам" типовой процесс создания стереофотографии из двух кадров:
- Загружаем исходные кадры;
- Немного подровняем;
- Подкорректируем цветовую гамму;
- Обрежем лишнее;
- Выберем стереформат;
- Сохраняем результат.

 

Лайт Д. Анализ внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер»: исследование опыта работы в школах Москвы и Нижегородской области / Д.Лайт, Э.Пирсон // Открытое образование. – 2013. – 2(97). – С. 85-88

Ключевые слова: модель «1 ученик: 1 компьютер», мобильные устройства, общеобразовательная школа, информационные технологии
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Внедрение в российские школы модели «1 ученик: 1 компьютер» является одной из ключевых стратегий модернизации российского образования. Исследование, описанное в данной статье, изучает и анализирует пути использования мобильных устройств в школах на ежедневной основе, на примере 2-х российских школ. А также определяет основные направления в изменении учебного процесса при использовании электронных информационных ресурсов и технологий.
Успешное внедрение компьютерных технологий на Западе, как правило, базируется на исследовании способов использования их учителями на уроках. Однако то, как мобильные устройства на базе технологий Intel® используются в школах России и СНГ, все еще недостаточно изучено. В апреле 2012 г. специалисты Центра «Дети и технологии» при Центре развития образования (EDC|CCT) провели полевое исследование по использованию мобильных устройств в школах Москвы и Нижегородской области. В ходе исследования было выявлено, что технической базой обеих школ при этом являются классные комплекты Intel® Classmate PC, интерактивные мультимедийные доски или проекторы, беспроводные сети и системы дистанционного обучения.
В ходе исследования было выявлено, что использование компьютера и доступ к сетевым образовательным сервисам ведут к существенным изменениям в учебном процессе.
1. Увеличение объема самостоятельной исследовательской работы учащихся.
2. Увеличение доли формирующего оценивания и самооценивания.
3. Увеличение уровня сотрудничества между учащимися.
Эти три компонента, по мнению автора, определяют направления изменений в учебном процессе.
1. Создание личностно ориентированной учебной среды.
2. Изменение отношений между учителями и учащимися.
3. Усиление связей между школой и сообществом.

 

Мандель Б.Р. Проблемы использования информационных технологий в образовании / Б.Р.Мандель // Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С. 3-13

Ключевые слова: • IТ-технологии • компьютер • инновации • проблемы образования и воспитания • организационные и технические условия применения новых технологий • информационная среда • Интернет
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Автор статьи показывает значимость информатизации системы образования; определяет цель информатизации общества как создание, гибридного, интегрального интеллекта цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества.
В статье речь идёт: о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) российского образования и соединения его с отечественной наукой и общественной практикой, с мировой общей и высшей школой и мировой наукой; об эффективности процесса информатизации; об отсутствии единой политики в области оснащения техническими и программными средствами; об усиление роли самостоятельной работы обучаемого; о здоровьесберегающих технологиях; о выполнении дидактических требований; об управлении информатизацией образования; о компьютерной зависимости.
Рассматриваются важные сферы применения информационных технологий:
- домашнее образование (это больше касается вуза): школьники работают с компьютером дома, готовясь к выполнению домашнего задания, написанию рефератов и научных работ, чтению книг и т.д.;
- Интернет в сфере образования, Ресурсы его чрезвычайно обширны: от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок и рефератов, курсовых и дипломов. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей, а также их родителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты. Приводится статистика.
- в образовательном процессе.
Материалы данной статьи будут полезны педагогическому сообществу Оренбургской области.

 

Фёдоров А.В. Насколько в России необходимо медиаобразование школьников? / А.В.Фёдоров // Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С. 14-17

Ключевые слова: •медиаобразование •школьники •учащиеся •медиакомпетентность
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В данной статье проводится анализ необходимости внедрения медиаобразования. Рассматриваются плюсы и минусы его использования, приводятся статистические данные, результаты опросов.
Автор статьи считает, что, медиаобразование школьников может оказать реальную помощь педагогическому процессу в целом — как в интегрированном виде, так и в факультативном, кружковом. Технические возможности внедрения медиаобразования есть сегодня практически во всех средних школах (мониторы, компьютеры, Интернет, проекторы; нужное программное обеспечение в свободном доступе), все эти возможности давно используются в базовых дисциплинах, когда с помощью медийной техники иллюстрируется материал урока.
Раскрывается понятие медиаобразования - это не только технические средства обучения и наглядные пособия, но это - коммуникативный процесс развития личности в современном медийном мире. И этот процесс предлагается начать с простого приёма — просмотра и обсуждения (по заранее подготовленному учителем плану) коротких роликов, записанных учителем из теле/интернет-источников, творческих заданий, связанных с созданием школьниками собственных медиатекстов (например, цифровых фото, видео, записанных на мобильный телефон) и пр.
Медиаобразованию отведено место в российских школьных стандартах (поиск нужной информации в источниках разных типов, извлечение смыслов из полученной информации, её анализ, и создание информационных сообщений/продуктов и пр.).

 

Якушина Е.В. Медиаобразование: достоверность информации в Интернете / Е.В.Якушина // Школьные технологии. – 2013. – № 5. – С. 136-142

Ключевые слова: • Интернет • интернет-технологии • информационные ресурсы • выражение своего мнения • достоверность информации
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В целом в современном обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета.
В данной статье проводится анализ достоверности информации в Интернете. Приведены примеры недостоверной информации. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы, социальных сетей (предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию).
В образовательной сфере встречается масса ошибок в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям.
Автор статьи предлагает разобраться, какая информация считается достоверной, а какая — недостоверной и как научиться различать их. Приведен перечень образовательных ресурсов, прошедших проверку достоверности (в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов). Приведены некоторые примеры: http://window.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://school.edu.ru.
В статье также раскрываются следующие позиции:
- распространённые непроизвольные способы защиты и опровержения информации;
- что необходимо для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной;
- план практического задания для педагогов с целью проведения анализа информационных сообщений с учащимися;
- что требуется для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета.

 

Цымбал Е.В. Роль сайта школы в коммуникативном процессе «школа-учащиеся-родители» / Цымбал Е.В. // Школа будущего. – 2013. – № 4. – С. 125-128

Ключевые слова: сайт школы, коммуникативный процесс, задачи сайта школы, усиление взаимной коммуникации, информационный обмен.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Статья раскрывает возможности функционирования сайта на базе школы, как одного из основных инструментов создания и поддержания коммуникативной активности учащихся, родителей, администрации школы и коллектива педагогов. Выделяются основные задачи и особенности структуры сайта школы на базе педагогического опыта школы №1080 г.Москвы.
Автор считает, что основные составляющие информационного взаимодействия в рамках школы - это триединство «школа - учащиеся - родители», потому важнейшую роль в этом процессе выполняет сайт школы. Это общение происходит ежедневно, в рамках него решаются все ключевые вопросы формирования личности в повседневном образовательном процессе; организационные вопросы; повышается мотивация к учебному процессу не только у учащихся, но и у родителей; постоянно совершенствуются требования к педагогической и социальной работе, так как она становится более прозрачной для всех трех сторон коммуникативного процесса. Сегодня содержание сайта школы ориентировано именно на все выделенные составляющие коммуникативного акта. Сайт содержит информацию об основном процессе обучения, дополнительном образовании, социальных инициативах и гарантиях, основные документы учреждения - устав, положения, программа обучения, сведения об управляющем совете школы.
Отмечается, что активная роль учащихся в процессе обучения - залог успешность образовательного процесса, и одним из инструментов активизации этой роли может служить грамотно организованный сайт школы.
В статье раскрываются следующие моменты:
- три основных блока на которые можно разделить задачи сайта;
- основные принципы информационного обеспечения, которые усиливаются и поддерживаются современными технологиями, лежащие в основе создания сайта образовательного учреждения;
- ряд важных вопросов, которые решает создание, и функционирование школьного сайта.

 


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации