ИКТ в сфере образования (дайджест)

Дайджест составлен Мещеряковой И.Н., ст. преподавателем кафедры педагогики и психологии

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования

М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев  О технологиях персонифицированного повышения квалификации на основе использования сетевых образовательных ресурсов // Методист. -№10.- 2007.-c.2-4

Ключевые слова: профессиональное образование, сетевые образовательные ресурсы, модернизация профессионального образования, критерии отбора образовательных технологий.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Персонификация повышения квалификации работников образования, использующих инновационные образовательные ресурсы, автоматически предполагает активную работу в информационном пространстве, в том числе взаимодействие в глобальной сети Интернет.
Настоящая статья посвящена анализу парадигм, лежащих в основе проектирования образовательных технологий. Авторы уделяют особое внимание персонификации повышения квалификации работников образования и рассматривают его важные составные части. Приводятся критерии отбора конкретных образовательных технологий.

 

Н.А. Шевелев, Т.А. Кузнецова  Организация образовательной среды ВУЗа на основе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. -№7.- 2011.- c.88-93

Ключевые слова: информатизация, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье описывается опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Пермском государственном техническом университете на факультете дистанционных образовательных технологий.
Авторы поддерживают представление о дистанционном обучении как системе передачи знаний, субъекты которой взаимодействуют в предварительно сформированной виртуальной образовательной среде. Организационно-технологической основой описываемой среды являются базы данных.
Рассматривая свойства образовательной среды, описываются создаваемые дополнительные условия для повышения качества образования.

 

А.М. Костыгов, О.И. Мухин, О.А. Полякова Интерактивные инструменты в системе дистанционного обучения  // Высшее образование в России. -№7.- 2011.- c.110-113

Ключевые слова: система мониторинга, интерактивные модели, компьютерное обучение, профессиональная карта.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье рассматриваются подходы к процессу доставки обучаемым образовательного контента в системе дистанционного образования.
Авторы приводят доводы в пользу организации дистанционного обучения с помощью интерактивных моделей объектов учебных дисциплин. При этом педагоги осваивают инструментарий дистанционного обучения от владения спектром форм интерактивной работы до создания собственного интерактивного учебного курса. Основой системы дистанционного обучения являются специальные модули, которые отвечают за информационное наполнение учебных курсов: «Ресурсы», «Тесты», «Рабочая тетрадь», «Задание», «Форум», «Чат».
Также в статье рассмотрена организация системы мониторинга эффективности и качества обучения в дистанционном образовании.

 

В.Ф. Жиров Инновационные возможности информационных технологий при реализации компетентностного подхода в высшем экономическом образовании [Текст] / В.Ф. Жиров // Интернет-журнал «Эйдос». — 23.04.2010. [http://www.eidos.ru/journal/2010 /0423-3.htm]

Ключевые слова: компетентностный подход, информатизация, информационные сервисы, информационные технологии.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Компетентностный подход не ориентирован на усвоение студентом отделенных друг от друга знаний и умений, а требует овладения знаниями в комплексе. В основе отбора новых методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Традиционные методы обучения не в состоянии сформировать уровень компетентности студентов, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель образования — формирование ключевых компетенций.
Реализация компетентностного подхода требует высокого уровня информатизации вуза.  В настоящее время прогресс информационных технологий, особенно на основе Web 2.0-технологий, фактически сводит разработку инструментальных программных средств к динамической настройке существующих специализированных программных продуктов, которые необходимы для реализации компетентностного подхода в современном образовании.
Инновации информационных технологий с одной стороны, сопровождаются снижением цен на услуги в сфере Web технологий и в тоже время увеличивают трудозатраты преподавателя, вызванные необходимостью изучения этих технологий и применением их на практике. Однако тенденции развития ELear ning (электронного обучения) указывают на жизненную необходимость применения инноваций в учебном процессе.

 

А.Д. Король Сможет ли информатизация образования предотвратить закат общения в школе [Текст] / А.Д. Король // Интернет-журнал «Эйдос». — 30.08.2010. [http://www.eidos.ru/journal/2010/0830.htm]

Ключевые слова: общение, диалог, монолог, функции общения, средства телекоммуникации, многомерный гипертекст, мотивация к коммуникации, мотивация к общению.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
Потенциал человека включает в себя его способность выстраивать собственный жизненный путь, определяется степенью взаимодействия с самим собой и объектами окружающего мира, по сути, базируется на понятии диалога. Изменение потенциала человека в сегодняшнем мире проявляет себя в утрачивании человеком рефлексивности, его навыков ведения диалога. При этом происходит изменение соотношения между тремя функциями общения: информационно-коммуникативной, регулятивной и перцептивной функции. Так, общение в форумах, чатах и иных средствах телекоммуникаций представляет собой односложные и зачастую короткие предложения, отдельные разрозненные полилогичные реплики-суждения, которые зачастую сводятся к повторению уже известных смыслов и мнений участников общения.
Временная разобщенность смыслов субъектов дистантного общения, асинхронность его форм придают особый статус времени как важнейшему критерию, определяющему границу монолога и диалога. Вне времени границы между монологом и диалогом стираются, а общение становится частью внеисторического. Гипертекст более объемен, нежели рукописный текст. Однако, если «объем какого-либо понятия расширяется, его содержание стремится к нулю» (Л.С.Выготский). Доминирование информационной функции общения над остальными ведет к упрощению мыслительных операций, выводит общение на один из низших его уровней - манипулятивный. Наиболее ярко этот факт может быть продемонстрирован на примере семейства операционных систем Windows , где каждая последующая версия содержит более удобный пользовательский интерфейс – по сути, «заменяет» пользователю часть его мыслительной сферы.
Применительно к образованию следует разграничить понятия мотивации к коммуникации и мотивации к общению. Мотивация к коммуникациям возникает между двумя или более различными информационными источниками. Однако, этого условия недостаточно для мотивации к общению. Мотив основан на различии во взглядах, ценностях личности учащегося: чем больший «перепад» ценностей у собеседников – тем больший мотив к общению и более высокая компетентность как продукта диалога.
Так, информационный гипертекст Википедиа содержит бесконечно большое количество самой различной информации, однако не содержит в себе прямого человеческого контакта или начала, в отличие, например, от свободных текстов в системе развивающего обучения Селестена Френе. В гипертексте есть мотив к коммуникациям, но практически нет мотива к общению. Очевидно, что инаковость образовательных продуктов учащихся составляют решение проблемы «другого человека» в образовании, определяет мотивацию к общению. Уникальность и «инаковость» личностно-значимых результатов учащегося возможны, во-первых, при изучении им области действительности, а не при помощи «правильной» информации, описывающей данную действительность. Во-вторых, при наличии возможности демонстрировать, сравнивать образовательную продукцию учащихся. Демонстрация образовательной продукции учеников, имеющая мотив к учебному общению, является образовательным принципом «продукт ученика глазами другого учащегося». В данной обратной связи содержится залог построения учеником собственной индивидуализированной траектории в образовании.
Принято считать, что информационные технологии в образовании зачастую только усиливают негативные черты образования: репродуктивность и перегрузку психики учеников, снижение мотива к освоению знаний о мире. Однако здесь же коренится и возможность индивидуализации обучения учащегося, создания им личностно-значимого продукта.

 

М.М. Ниматулаев Структура и принципы построения образовательного гипертекста для использования в учебной деятельности  // Стандарты и мониторинг в образовании. -№4.- 2011.- c.13-16

Ключевые слова: образовательный веб-ресурс, гипертекст, гипермедиа, электронный учебный ресурс, Интернет.
Основные идеи статьи (краткая аннотация):
В статье раскрывается проблема использования образовательного веб-ресурса в профессиональной деятельности учителя информатики.
В статье рассматриваются основные компоненты гипертекста и принципы его построения, общие требования к образовательному веб-ресурсу и этапы его создания.
В основе образовательного веб-ресурса, по мнению автора, лежит гипертекст как нелинейная организация информации различного типа, которая имеет определенные преимуществапри организации учебной деятельности. Подобная организация позволяет эффективно управлять информационно-образовательной средой урока и способствует индивидуализации образовательного процесса.
Автор статьи рассматривает преимущества технологии гипермедиа как дальнейшее развитие идей гипертекста и синтез мультимедиа и гипертекста. Таким образом, создается среда, которая наряду с текстом включает графику, звуковое сопровождение и видеофрагменты, при этом существенно повышается качество образовательных веб-ресурсов.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации