Программа проведения всероссийской конференции
“Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве"
23-24 января 2001 г.

23 января, вторник

Пленарное совещание:

1. Приветственное слово Елисеева Е.А., зам. главы г. Челябинска.

Челябинск с 1999 г. вышел на 1 место по стране по валовому внутреннему продукту. В ноябре 2000 г. проходила конференция “О стратегии миллионного города”. Приоритетным направлением развития - корпоративный дух,  корпоративная политика. Образование составляет составную часть корпоративной политики. Муниципальное образовательное пространство адаптируется   к рыночным отношениям.

2. Гришанков М.И., депутат Госуд.Думы от Челябинской области. Вопрос образования - вопрос безопасности. На 2001г. выделен 51 млрд. рублей на финансирования образования, на 5 млрд. рублей больше, чем закладывалось.

3.   Водянский  A.M.,   зам.   руководителя     департамента образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Тема доклада - “Повышение качества общего образования - важнейший фактор реформирования школы”.

Проходящая конференция, это продолжение конференции, проходившей в г. Самаре.

Что такое качество образования? Качество образования не как процесса, а как результат. Как реализуются цели образования? В последние 8 лет нет стандартов образования.

Реалии таковы: от первых мест в международных олимпиадах до оценки низкого уровня по естественным дисциплинам. Центр тестирования,  задействовав  1/3  территории  страны,  дает объективную качественную оценку образования.

В 2001 г. будет проведен мониторинг по математике, по русскому языку среди IX классов. В стадии становления центр сертификации тестов.

Формируется федеральная программа оценки качества образования. Идет проверка памяти, знаний. Не проверяются умения, компетентность. Проблема психодиагностических тестов. Тесты на изучение личностных характеристик, а не способностей.

Как избежать дублирования оценки качества педагогов, учащихся? Механизм единого государственного экзамена даст информацию о школах, учителях, учебниках.

Наступает новый этап модернизации образования. Уход от предметоцентризма. Значение приобретает ориентация в мире ценностей, креативная деятельность. Усиление веса гуманитарного образования.

Профильная старшая школа. Правила приема в старшую школу. Соотношение программ академической и профильной школы. Проблема поступления в ВУЗ по профильному стандарту. Эксперимент по 12- летней школе закончится в 2008 г. Идет работа по модернизации содержания образования. Закон о стандартах в стадии подготовки. Жесткие ориентиры. Проблема программного обеспечения.

Проблема общеобразовательных видовых программ. Очень мало обучающих, контролирующих программ, связанных с содержанием образования.

Внутришкольный контроль? Методическая служба? Как восстановить методическую службу в школах? Будет приказ в виде рекомендаций. “О роли муниципальных органов и школы в управлении качеством образования”.

4. Латюшин В.В., ректор ЧГПУ, к.п.н.

Тема доклада - “Подготовка будущих педагогов - основная предпосылка достижения качества школьного образования”. Выпускники из богатой среды стремятся в сферы более конкурентные и хорошо оплачиваемые, что меняет образовательную среду.

ЧПГУ преобразуется в профильный университет. Новые моменты:

- изменение управления механизма;

- региональный институт информатики;

- институт психологии.

Студенты проходят специальную педагогическую практику по выполнению дипломной работы. Лабораторно-практические работы, например педагогическая практика проводится в школах инновационного направления. Заключены договорные отношения ЧПГУ с муниципальными органами образования.

5. Матрос Д.Ш., декан факультета информатики ЧПГУ, д.п.н.

Тема доклада - “Управление качеством образования на основе информационных технологий”.

Технологический подход в обучении. В школах не творят, а вытворяют. Ученых-новаторов больше всего в образовательном пространстве. Рабочих с собственным клеймом на заводе можно посчитать на пальцах. Учителей, работающих по новым методам более 3 млн. человек.

Что означает качество образования?

Соотношение цели и результата. И цель, и результат должны измеряться в одних и тех же единицах.

Школам разрешено формировать собственные образовательные учебные планы.

Учебный план должен соответствовать требованиям и должен быть оптимальным. Что является оптимальным? Порождать минимальную перегрузку при данном учебном плане Специальная технология конструирования учебных базисных планов и образовательных программ.

Любая экономия, по мысли непопулярного К.Маркса, сводится к экономии времени.

Теперь о школьном учебнике. Новые информационные технологии, согласно антропоцентристскому подходу, - это интеллектуальный самоучитель, который должен давать возможность самостоятельно двигаться по содержанию.

Например, типы структурных единиц. Ученик видит структуру содержания. История: место, историческое время, историческое действие. Геометрия: содержание, доказательство, рисунок.

Ученик, войдя в соответствующее меню, тестируется по изучаемому материалу.

Ведется мониторинг по учебникам, по содержанию (по параграфам, по главам). К августу 2001 г. - бумажные носители, электронные учебники по физике (10,11кл.), геометрии (10,11кл.).

Работа по психологическому мониторингу. Чего бог не дал, школа не добавит. Работать в зоне соответствующего развития ребенка.

6. Кеспиков В.Н. начальник Управления по делам образования г.Челябинска, к.п.н.

Тема доклада - “Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве”. К качеству образования положен подход М.М. Поташника: прогноз, моделирование, проекция.

Количество ОУ, получивших разрешение на оказание платных образовательных услуг, возросло на 21%.

Режим экономической автономизации создает условия для управления качеством образования.

Создаются компенсирующие классы (на средства ГУ О, спонсоров и родителей), школы с углубленным изучением предметов или образовательных областей.

Создан диагностико-консультационный пункт. Институт социальных педагогов насчитывает 198 человек. 10 лет существует психологическая служба города. В образовательных учреждениях Челябинска работает 416 психологов. Психологическое сопровождение ребенка направлено на его адаптацию в социуме. 6 школ города (№ 7,. 11, 87 и др.) являются федеральными экспериментальными площадками, где претворяются оригинальные решения региональных программ образования. Существует конкурс на право реализации программ. Заказчики: ГУО, родители, предприятия.

Педагогический коллектив школы № 89 имеет опыт психолого-педагогического мониторинга. Работают программы: “Президентские состязания”, “Равные возможности”, “Одиссея будущего”.

В течение пяти лет проводится независимая экспертиза уровня образования в старшем звене средней школы. На основе тестов, созданных в СПГУ, УГУ, ЧПГУ, проводится диагностика обученности по каждому учебному предмету. Все тесты проводят психологи. Тестирование дает возможность адекватно оценивать. Полученный показатель соотносится с физическим и психическим уровнем развития ребенка. Образовательное учреждение имеет право вводить любую инновацию, если это защищает ребенка. Осуществляется психологическая экспертиза инновационной деятельности ОУ.

7. Поташник М. М., академик РАО, д.п.н.

Тема доклада - “Теоретические основы и практика управления качеством образования”.

1. Разнообразие учебников.

2. Новая система ценностей. Кризис сайентистской картины мира. Целостное научное мировоззрение не дает ответа на ряд вопросов.

3. Разрушено единое образовательное и культурное пространство России.

М.Филиппов, министр Образования России, отметил, что в 50-е -60-е годы образование было объективно лучше. По данным ЮНЕСКО (многие эксперты - российские граждане) Россия занимает 13 место в последней третьей группе развивающихся стран. В то же время Россия занимает 3 место по числу завоеванных мест в различных олимпиадах по предметам.

По данным доклада министра, 60% медалистов не подтвердили медали в 2000 г.(4.10. 2000 г.).

Проблема качества образования.

1. Обыденное понимание. Количество детей получающих “4” и “5”.

2. Качество всего воспитания. В научно-практических конференциях участвуют наркологи, сотрудники внутренних дел, дают оценку показателей наркомании, проституции. Почему? Этому разве учат в школе? Покажите программу по обучению наркотикам.

3. Психологи указывают на показатель развитости личности.

4. Количество учащихся, поступивших в ВУЗ. По стране в ВУЗы поступают не выше 30% выпускников школ, до V курса доходят 22-23% от числа поступивших студентов. Большинство выпускников не хотят идти работать по специальности.

С. Мавроди - золотой медалист, обладатель красного диплома МГУ, закончил механико-математический факультет, создал финансовую пирамиду, обворовал полстраны.

5. Готовность к жизни: к труду, к продолжению образования, к разумному проведению досуга, к семье.

Показатель качества образования - комфортность учащегося в школе.

Качество образования: соотношение цели и результата, если они определяются в одних показателях.

Цель - тот образ желаемого результата, операционально заданный и поставленный в зоне ближайшего развития и определено время достижения результата..

Результат - совокупность параметров:

а) ЗУН;

б) показатель личностного развития, который определяется качественно по уровням (оптимальный, достаточный, необходимый, высокий, низкий),

в) отрицательный эффект последствия образования: утрата здоровья, переутомление. Например, никудышный учитель учит 100 детей. Это дает сильный эффект.

г) профессиональная амортизация.

6. Рост и падение школы в социуме. Родители хорошо информированы какая школа в городе (районе) хорошая.

Результаты образования могут определяться по разным направлениям по различным уровням.

Стандарты необходимы. Стандарты обученности в когнитивной области. Ведет дискуссию с Кеспиковым В.Н. (по проблеме - качество образования в когнитивной области, в отдельных предметах.

Средний показатель по школе можно сравнить со средним показателем температуры в больнице. Проблема корректного использования стандартов. Возможности ребенка можно развивать только так, что заложено в ребенке. Приводит данные по методике Векслера, где показатель 130 баллов достигают - 2,2% из 100 детей.

Английские ученые расшифровали геном человека.

Характер человека зависит от природы на 80%, от школы — на 20%.

Нужно определить уровень возможностей ребенка в зоне его ближайшего развития.

Факторы, повышающие качество образования:

1) ценности, которые исповедываются в школе, определить философию, систему ценностей, по которым растят детей. Например: Игра “Роль родителя”: воспитывать по А.Г.Чернышевскому (то, что я преподаю пахнет каторгой, насильственным свержением власти). Или в духе Я. Корчака - менять власть законным способом.

2) цель. Наблюдается кризис компетентности. Формирование хороших знаний, умений, навыков не может определяться как цель школы XXI века. Это средство достижения тех или иных целей и ценностей.

3) содержание образования. Книга Е.А.Ямбурга “Школа на пути к свободе”, единственная книга где отражены цель и содержание школы XXI века.

Книга А.В.Кирьяковой “Ребенок в мире ценностей”, где излагается аксиология (теория ценностей). Нужно изучать библию и коран, на ценностях, на которых выросло человечество.

23 января, вторник - работа по секциям.

Секция № 3. Психологические аспекты управления качеством образования.