Материалы Всероссийской научно-практической конференции
"Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования"

Обновление содержания общего среднего образования

Владимир Михайлович Филиппов - Министр образования Российской Федерации.

С 1 сентября 2001 года начнется эксперимент по переходу на 12-летнее образование.

В ходе эксперимента будет осуществляться отработка содержания образования по 4-м направлениям:

- Базисный учебный план;

- образовательные стандарты;

- образовательные технологии;

- измерители достижений учащихся.

Осуществляя обновление образования, необходимо учесть следующие два замечания:

- нельзя допустить снижения качества образования на пути к либерализации, необходимо сохранить достижения в области естественнонаучного образования;

- нужно сохранить классно-урочную систему обучения, внедряя новые образовательные технологии.

Предлагается для обсуждения 12 проблем:

• соотношение инвариантного и вариативного компонентов образования;

• соотношение трех компонентов образования: гуманитарного, технологического, естественнонаучного;

• обновление содержания образования по следующим направлениям:

• обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями в области базовых наук;

• включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение;

• исключение устаревшего материала;

• перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы;

• приоритет сохранения здоровья учащихся, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;

• обеспечение практической ориентации общего среднего образования;

• внимание к решению проблем социализации учащихся; обеспечение формирования умений, позволяющих выпускнику адаптироваться к жизни в окружающем мире

• начальная школа: содержание образования, технологии; обеспечение целостности представлений о мире путем интеграции предметов;

• повышение уровня подготовки выпускников старшей школы;

• качество естественно-математического образования;

• качество преподавания русского языка и литературы; изучение в старшей школе курса русского языка;

• качество   обществоведческого   образования;   целесообразность   введения некоторого философского обобщающего курса;

• место, роль, содержание национально-регионального компонента.

Основные направления модернизации содержания общего среднего образования

 Николай Дмитриевич Никандров - Президент Российской академии образования.

Переход  на   12-летнее  образование  определен,   однако   нуждается  в совершенствовании.

Россия не должна идти вслед за зарубежными странами. Нужно в большей мере полагаться на свои традиции. Но в тех случаях, когда не накоплен отечественный опыт (например, в вопросе информатизации образования),    могут быть приняты технологические, а не организационные решения.

Не устарела и классно-урочная система. Новые информационные технологии не могут заменить живое общение на уроке.

Основные направления модернизации содержания образования:

- необходимо совершенствовать образование в плане развития личности;

- соотношение естественнонаучного, гуманитарного, технологического образования должно быть разумным. Перекос в сторону гуманитарного образования тоже непродуктивен, как и перевес естественнонаучного или технологического;

- необходимо сохранить единство образовательного пространства. Перенос ряда предметов из федерального компонента в национально-региональный может, если не разрушить, то на сохранить единое образовательное пространство. Такие дисциплины, как русский язык, литература, история должны быть в федеральном компоненте;

- начинать обучение лучше с 6.5 лет, а не ранее;

- изучение иностранного языка может начинаться рано, но введение второго языка, видимо, не вполне продуктивно. Изучать нужно «живые» языки, отказаться от «мертвых»;

- изучение естественнонаучных дисциплин важно. Есть традиции, наработки русской школы, помогающие стимулировать интерес к математике;

- особое внимание следует уделить повышению языковой культуры;

- необходимо обобщение на конечном этапе образования.

Достижения современной науки и их отражение в содержании общего среднего образования

Николай Альфредович Платэ - Ученый секретарь РАН, академик РАН.

В последние годы произошло значительное развитие естественных наук.

Совершены открытия в области макромира и микромира, в области твердых тел. Квантовые теории, разработанные в прошлом, стали реальным компонентом в современных компьютерных технологиях. Абсолютно революционные изменения связаны с тем, что расшифрован бином человека. Появилась возможность влиять на генетику человека.

Достижения современной науки должны быть отражены в содержании школьного образования.

Беспокоит то, что явно сокращено время на изучение естественнонаучных дисциплин. Если в прошлые годы перевес был на их стороне, то в последние 10-12 лет маятник качнулся в противоположную сторону. А между тем это наша гордость. На международных соревнованиях школьники России выигрывают по математике, химии, биологии, физике.

Знания в области естественнонаучных дисциплин помогают адаптироваться в окружающем мире. Поэтому нужно обратить внимание на то, как фундаментальные законы действуют в жизни, реализовать практическую направленность обучения. При этом важно, изучая отдельные темы, например, по биологии показать, что это же изучается и на уроках химии. Взаимопроникновение дисциплин должно способствовать формированию мировоззрения.

Нельзя терять то, что накоплено, в том числе в области естественнонаучных дисциплин. Школа России должна быть самобытной.

Содержание образования как педагогическая модель социального опыта

Володар Викторович Краевский - академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, действительный член РАО

В 80-е годы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и В.В.Краевский разработали содержание и структуру образования. Уже в те годы было утверждено, что знания не приоритетны. Но в настоящее время предлагается опять включить в стандарт массу знаний. Целями становятся знания и поступление в институт.

Образование понимается как совокупность наук. Такой подход никогда не позволит изменить образование.

Выход видится в реализации культурологического подхода. Поможет решить проблему некая модель социального опыта:

- знания;

- умения действовать по образцу;

- умения выходить за рамки образца;

-         эмоционально-оценочная деятельность.

Основные принципы:

- убрать лишнее;

- осуществлять подготовку к жизни, а не к вузу;

- усилить воспитательную составляющую;

- включить воспитательную составляющую в технологии

- помнить, что школьник - не безликая личность;

- внести допредметный минимум.

Физиологические основы разработки содержания

Марьяна Михайловна Безруких - директор Института возрастной физиологии РАО, д.биол.н., член-корр. РАО.

Изменения в обществе в целом не нашли отражения в содержании образования. Ничего нельзя изменить, если не будет учтена физиологическая компонента ребенка. Воспитание и обучение едины. Поэтому необходим единый взгляд на ребенка.

Физиологи, медики должны сказать, что они знают ребенка. А на вопрос «Как?» мы должны ответить вместе. Нужно время для ответа на этот вопрос. Иначе изменения могут перейти в инновации.

Нужна концепция системная, а не комплексная. Без такой концепции содержания образования нельзя сделать второй шаг.

Нужен ли определенный предмет, который бы позволил привлечь внимание к здоровью? Нет, отдельный предмет не нужен. Может быть использован огромный материал естественных, гуманитарных наук. Но нужна программа. При этом следует учитывать, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «содержание образования» и «количество часов», т.е. неправомерно следующее положение: «мало часов - малое содержание».

Психологические условия обновления содержания общего среднего образования

Виталий Владимирович Рубцов - директор Психологического института РАО, академик РАО.

Психологические условия - это сообразность между тем содержанием образования, которое выбираем, и теми возможностями, которыми владеют дети.

Сейчас накоплен такой багаж знаний, который не соответствует возможностям учащихся.

Для того чтобы узнать, каким должно быть содержание образования, нужно определить, какую школу хоти видеть (например, школу социализации).

Когда проблема развития ребенка отступает на задний план, тогда возникает проблема с выбором содержания, с определением количества часов.

Пока цели жестко не сформулируем, будем передавать опыт знаний.

Место и роль гуманитарных дисциплин в общеобразовательной подготовке молодежи

Александр Оганович Чубарьян - директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН.

Образовательное сообщество много сделало, чтобы осуществить переход к новому содержанию образования.

Гуманитарное образование - это не только совокупность гуманитарных дисциплин, а более широкое понятие.

В настоящее время есть баланс гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Гуманитарные дисциплины хорошо вписаны в общий план.

При разработке концепции главные споры касались   завершающего этапа образования: нужно ли обществоведение или нужны отдельные дисциплины.

Обсуждался вопрос: следует ли дать фактическую сторону знания или развивать умственные способности. Развитие необходимо, но фактическая сторона дела - аспект культуры, образованности - лучше, чем идеологическая схема, которая может быть лучше усвоена в старших классах.

Остро встала проблема отбора. Например, всю художественную литературу изучить нельзя. В настоящее время школа располагает учебниками, которые позволяют вести преподавание на самом высоком уровне. Проблема селекции (отбора) дело учителя. А насколько учитель готов к этому, надо подумать. В связи с этим особое значение приобретает система переподготовки учителей.

Вариативность должна состоять в том, чтобы позволить учителю и школе выбрать содержание.

Роль социально-экономических дисциплин в социальной адаптации молодежи

Владимир Сергеевич Автономов - декан экономического факультета Государственного университета - Высшей школы экономики, д. эконом. н., член-корр. РАН.

Основной вопрос: о соотношении интегрированных курсов и отдельных дисциплин. Сомнение вызывает создание курса «Обществознание». Последним автором такого курса мог быть Макс Вебер. С тех пор и науки дифференцировались, и ученые помельчали. Учебники, написанные разными авторами, страдают столкновением разных логик, т.к. разные науки имеют разные методологии. Учебники, написанные одним автором, отличаются сильными отдельными разделами.

Таким образом, интегрированный курс не может быть построен в единой логике, т.к. каждая дисциплина имеет свою логику. Или должен быть крупный философ, способный обобщить содержание отдельных дисциплин.

Кроме того, возникает проблема и с подготовкой учителей, способных вести интегрированные курсы.

В преподавании экономики наблюдается мстительное отношение, связанное с отношением людей к современной рыночной экономике: раз плохо живем, то не будем ее изучать. Следует восстановить курсы «Введение в экономику» и «Введение в право». Следует восстановить в педвузах специальность «Учитель экономики» и «Учитель юриспруденции».

Роль информационных технологий в общем среднем образовании

Алексей Львович Семенов - ректор Московского института повышения квалификации работников образования, д.физ.- мат. н.

Формирование информационной компетентности - приоритетная цель общего среднего образования.

Системное формирование информационной культуры возможно лишь при наличии средств информационных технологий.

Направления и аспекты информатизации:

- общее видение значимости процесса информатизации образования;

- нормативная база (оплата труда, передача техники и т.д.);

- проектирование, мониторинг, создание ресурсных центров;

- телекоммуникации;

- информационные ресурсы;

- кадры.

Образовательная  область  «Информатика»  -  основа  для  формирования информационной грамотности.

Сходное значение имеют русский язык и математика.

Российское образование по результатам международных исследований

Галина Сергеевна Ковалева - директор Центра оценки качества РАО, к.пед.н.

Центр оценки качества РАО участвовал в 7 международных исследованиях. За десять лет состояние естественнонаучного образования удалось проследить три раза: в 1991. 1995, 1999 годах.

По математике и физике статистически значимые различия результатов с большими странами не отмечаются. Однако наблюдается большой разброс. В России   в 1995 году было не более 2% учеников, изучающих предмет углубленно. Такой дисбаланс в 12-летней школе должен быть снят.

В 1999 году результаты по математике и естественным наукам не претерпели изменений.

Самые высокие результаты продемонстрировали при выполнении заданий репродуктивного характера. Ниже результаты - при выполнении заданий, связанных с методологическими аспектами, применением знаний на практике, поданных в нетрадиционной форме.

По данным 1999 года нагрузка обучения варьируется, Россия по учебной нагрузке занимает одно из последних мест.

Международные исследования не выявили взаимосвязи между результатами образования и количеством часов, выделяемым на изучение соответствующих дисциплин.

Анализ концепции содержания образовательных областей

Олег Ермолаевич Лебедев - председатель Экспертно-аналитического центра Министерства образования Российской Федерации.

Совокупность концепций содержания образования по образовательным областям, которая явилась объектом экспертизы, следует рассматривать как важный шаг на пути решения проблемы обновления содержания школьного образования.

Однако концепция структуры и содержания общего среднего образования пока не является целостным и непротиворечивым документом.

Вывод: представленные концепции невозможно использовать для разработки минимума содержания и примерных программ по учебным предметам. Речь идет не о недостатках отдельных концепций, а об отсутствии единства методологических оснований.

Методологические подходы неизбежно должны были проявиться в структуре концепций. В связи с этим был проведен сравнительный анализ структур концепций. В общей сложности в представленных для анализа документах имеется 13 разделов. Но в каждом из таких документов насчитывается от 4 (концепция образовательной области «Технология») до 7 разделов (концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено), концепция структуры и содержания общего и среднего образования в области физической культуры).

Для оценки степени единства методологических оснований концепций был проведен также сравнительный анализ подходов к определению целей школьного образования. Такой анализ позволил выделить 18 видов целей. Которые используются при характеристике целей образовательных областей. Выделены три похода к определению целей школьного образования (по образовательным областям).

В первом случае цели школьного образования определяются, исходя из потребностей развития ребенка (концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено). Во втором случае цели школьного образования определяются,  исходя из социальных ролей взрослого человека (например, образовательные области «Технология», «Информатика»). В третьем случае цели определяются прежде всего логикой изучения определенной науки (обществознание, естествознание, математика). В ряде случаев второй и третий подходы сочетаются. В подавляющем большинстве случаев цели образования не ориентированы на удовлетворение и развитие познавательных способностей и интересов учащихся.

Следовательно, есть основания для вывода об отсутствии в рецензируемых концепциях общего подхода к определению целей - и с точки зрения их содержания, и с точки зрения функции целей как критерия отбора содержания образования.

Для обоснования отбора содержания образования авторы концепций используют различные факторы: потребности развития России на современном этапе, мировые тенденции развития образования, педагогические задачи, необходимость преодоления недостатков школы, достижения базовых наук и др. В начальной школе в качестве ведущих факторов отбора и структурирования содержания образования рассматривается возрастной портрет выпускника начальной школы, отражающий необходимый минимальный уровень достижения, и ведущий тип деятельности. Другие факторы, влияющие на отбор содержания, рассматриваются лишь в связи с названными. В концепции поэтому описывается лишь самый общий уровень представления содержания образования (за исключением образовательной области «Математика»), что делает ее скорее концепцией начальной школы, нежели концепцией содержания начального общего образования. Общим для всех концепций образовательных областей является подход к содержанию образования, принципиально отличный от подхода, используемого в концепции  начальной школы.  Авторы концепций  образовательных  областей руководствуются не столько особенностями данной возрастной группы обучающихся, сколько интересами развития данной образовательной области: логикой изучаемой системы знаний, устранением ее внутренних противоречий. Поэтому в большинстве случаев концепции ориентированы на усвоение учащимися системы научных знаний (обществоведение, история, география, математика, биология, химия, физика)

Таким образом, проведенный анализ концепций позволяет сделать вывод о несогласованности методологических оснований концепций, различии концептуальных подходов к определению целей школьного образования, исходных установок при решении задачи отбора содержания.

Существенные недостатки представленной на экспертизу совокупности концепций содержания образовательных областей не дает возможности в достаточной мере использовать их для разработки документов следующего уровня - определение минимума содержания образовательных областей и подготовки примерных программ по учебным предметам.