Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Построение образовательного процесса
на основе современных информационных и коммуникационных технологий

Составители: Е. Л. Калиберда, методист УМК информатики ООИПКРО; Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. Преобразования в российской действительности, происшедшие в течение двух последних десятилетий и охватившие все сферы социального бытия, кардинальным образом изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты. Сущностные характеристики нового качества образования изложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Новое качество образования предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, определённых мировыми стандартами, в частности, компетенций в сфере познавательной деятельности, основанных на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации. В данном контексте мысль о необходимости использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий приобретает аксиоматичное звучание.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

- развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;

- формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;

- выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

- развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

- пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

Информатика — один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации.

Однако анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности. Информатизация как ведущая черта современной образовательной политики нуждается в дальнейшем осмыслении и разработке научно-методического инструментария. Так Концепция модернизации российского образования отмечает тот непреложный факт, что устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века, в том числе информатики (включая умения вести поиск и отбор информации). Отсюда в качестве одного из приоритетов российской образовательной политики выделяется обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым. Придание особой значимости образовательной области «информатика» проявляется также в том, что для констатации достижения учащимися определённого уровня информационной компетентности предусмотрено введение обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы.

Актуальность, высокая значимость для достижения нового качества общего образования, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Построение образовательного процесса на основе современных информационных и коммуникационных технологий".

Объект исследования: образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, построенный на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Предмет исследования: современные информационные и коммуникационные технологии в рамках среднего общего образования как одно из средств достижения нового качества образования.

Цель исследования: выявление условий достижения нового качества образования средствами образовательной дисциплины "Информатика".

Гипотеза исследования: Использование в условиях средней общеобразовательной школы современных информационных и коммуникационных технологий станет фактором достижения нового качества образования в том случае, если:

· в ходе обучения информатике педагогом будет создана развивающая личностно-ориентированная образовательная среда;

· основополагающими условиями функционирования проектируемой образовательной среды станут:

a) проблемный и интегративный подходы к определению предметного содержания образовательной дисциплины «Информатика и информационные технологии»;

b) личностно-ориентированный и деятельностный подход к организации образовательного процесса в рамках изучения информатики;

· навыки и умения, приобретённые на уроках информатики и информационных технологий будут использоваться в ходе изучения других общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1. Изучение теоретической составляющей проблемы информатизации образовательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы.

2. Осуществление диагностики актуального состояния информационной компетентности учащихся экспериментальных классов старшей ступени.

3. Моделирование и проектирование развивающей личностно-ориентированной образовательной среды в процессе обучения информатике в экспериментальных классах старшей ступени.

4. Апробация предложенной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: концепция информатизации образования, методология прогнозирования и моделирования, системного и структурного подходов, теория информатики, теория информации, концепции информатизации образования, основные положения личностно-ориентированной педагогики, теории образовательной среды.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования:

1. Теоретические методы: анализ философской, методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения и др.

2. Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, анализ результатов деятельности педагогов и учащихся и др.

3. Статистические методы обработки данных исследования.

База исследования: экспериментальные классы старшей ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации