Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Обучение иностранному языку на начальной ступени общего образования

Составители: Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО; Н Б. Савинова, зав УМК иностранных языков ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе. Факт введения раннего изучения иностранного языка является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности.

Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучения иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;

- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.

Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создаёт базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам.

Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребёнка, учёт его ментальности, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

В нашем исследовании мы имеем возможность опереться на достаточно богатый отечественный и мировой опыт обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте. Однако на сегодняшний день в сфере раннего обучения иностранному языку выявлен ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.

1) Умение грамотно обучать общению на иностранном языке младшеклассников, которые ещё не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке – задача нелёгкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создаёт учитель на уроке. Отсюда учитель иностранного языка, работающий с младшими школьниками, должен обладать определёнными личностными качествами и иметь специальную подготовку, что зачастую не учитывается в педагогической практике.

2) На вооружении учителей иностранного языка находятся разработанные учёными-методистами личностно-ориентированные технологии, но на деле в процессе обучения младших школьников иностранному языку не всегда учитываются индивидуально-психологические особенности детей, не всегда личность ребёнка находится в центре образовательного процесса.

3) Деятельность, в которую вовлекаются младшие школьники во время учебных занятий, часто носит отвлечённый характер, при этом не происходит реального погружения детей в реальную ситуацию общения на иностранном языке. Отсутствие нацеленности на коммуникацию в образовательной деятельности ведёт к тому, что у детей практически не формируются коммуникативные умения в различных видах речевой деятельности, то есть не достигается одна из главных целей обучения иностранному языку.

4) Вдумчивое использование развивающего и воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» способствует сохранению здорового детского любопытства, творческих интенций и инициативности младших школьников, целостности восприятия ребёнком окружающего мира. К сожалению, нередко наблюдается излишняя прагматизация образовательного процесса, когда учитель сосредотачивается исключительно на натаскивании детей на определённые речевые структуры. В этом случае уникальный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» не используется в полной мере.

5) На сегодняшний день не существует адекватной системы оценивания учебных достижений младших школьников по предмету «Иностранный язык».

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Обучение иностранному языку на начальной ступени общего образования».

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе, построенный в соответствии с принципами личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий реализации принципов личностно-ориентированного и развивающего обучения в процессе обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: Процесс обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе будет носить личностно-ориентированный и развивающий характер в том случае, если:

1) Будет обеспечено личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.

2) В образовательной деятельности будут использоваться методики и технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье младших школьников.

3) В классном коллективе будет создана образовательная среда, способствующая эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

4) В образовательной деятельности будет достигнута сбалансированность продуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) Изучение теоретической составляющей проблемы раннего обучения иностранному языку.

2) Создание профессиограммы учителя иностранного языка, обучающего иноязычному общению младших школьников.

3) Широкое внедрение в практику ранего обучения иностранному языку личностно-ориентированных и развивающих педагогических технологий, учитывающих специфику возраста.

4) Моделирование и проектирование иноязычной образовательной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка.

5) Апробация разработанной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения, теория развивающего обучения, теория образовательной среды, теория оптимизации процесса обучения.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: экспериментальные классы начальной ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации