Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Модернизация школьного иноязычного образования

Составитель: Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Стратегия школьного иноязычного образования определяется сегодня основными положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Развивающемуся российскому обществу нужен приток свежих молодых сил. Юные граждане новой России должны обладать традиционными для нашего Отечества установками высокой духовности и развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшим условием возрождения могущества нашей Родины является также формирование у молодого поколения таких качеств, как самостоятельность мышления, предприимчивость, социальная и профессиональная мобильность, способность к сотрудничеству, умение принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Названные задачи могут решаться в том числе средствами образовательной дисциплины «Иностранный язык».

В силу своего огромного развивающего потенциала иноязычное образование призвано выполнять «человекообразующую» функцию, оно является тонким инструментом, с помощью которого можно стимулировать развитие всех сторон растущей личности: и сознания, и чувств, и воли. Это достигается как через проблемно-ориентированнный характер предметного содержания иноязычного образования, так и через личностно-ориентированный и деятельностный подходы к преподаванию иностранного языка.

Основным постулатом методики преподавания иностранного языка является сегодня мысль о том, что язык должен рассматриваться в образовательном процессе не про­сто как орудие коммуникации и познания, но как путь, по которому мы проникаем в культурное поле и менталитет нации. Одновременно язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности. Таким образом, иноязычное образование обладает в плане обогащения интеллектуального потенциала и эмоциональной сферы учащихся совершенно уникальным дополнительным преимуществом, а именно возможностью развития индивидуальности в диалоге культур. Познание чужой культуры и ментальности ценно в двух отношениях. С одной стороны, оно связано с обогащением картины мира, формированием диалогического отношения к феноменам иного образа жизни, иного образа сознания, иной иерархии ценностей. С другой стороны, познающий чужую культуру лучше и глубже постигает свою собственную, в большей степени осознаёт себе её носителем. По образному выражению М. М. Бахтина, «культура лежит на границах». Межкультурный подход к преподаванию иностранного языка, предполагающий рассмотрение и обсуждение общечеловеческих проблем из перспективы не одной, а двух или более культур, является эффективным средством личностной и национальной самоидентификации учащихся.

Концепция модернизации российского образования ставит перед школьным иноязычным образованием также ряд других задач. Значительное расширение межкультурного взаимодействия, а также возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требуют формирования у молодого поколения как современного широкомасштабного мышления, так и высокой коммуникативной культуры. Поэтому сегодня в образовательном процессе значительно повышается роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию и развивающих коммуникабельность учащихся – в том числе и иностранных языков. Наконец, знание иностранного языка нужно для выполнения своей прямой функции – служить средством международного и межкультурного общения. В Концепции модернизации российского образования ставится конкретная задача: обеспечить знание выпускниками средней школы на уровне функ­циональной грамотности как минимум одного иностранного языка. Это может быть достигнуто в первую очередь деятельностным подходом к иноязычному образовательному процессу, когда образовательная деятельность носит неформальный, мотивированный характер, в равной степени обращаться к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере личности учащихся.

Итак, в соответствии с современной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом, школьное иноязычное образование в целом должно рассматриваться как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся.

Следует отметить, что описанные подходы к иноязычному образованию в целом только продекларированы и не реализуются на практике в силу несовершенства научно-методического инструменитария.

Таким образом, сложилось противоречие между осознанием необходимости преподавания иностранного языка на основе личностно-ориентированнного и коммуникативно-деятельностного подходов к иноязычному образованию и недостаточной разработанностью технологической стороны проблемы.

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Модернизация школьного иноязычного образования».

Объект исследования: школьное иноязычное образование.

Предмет исследования: школьное иноязычное образование как фактор взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся.

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых школьное иноязычное образование становится фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся.

Гипотеза исследования: школьное иноязычное образование становится фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся в том случае, если:

1) В образовательной деятельности осуществляется межкультурный и проблемный подходы к определению предметного содержания иноязычного образования.

2) В практике преподавания иностранного языка реализуются личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) Изучение теоретической составляющей проблемы модернизации школьного иноязычного образования.

2) Обновление в образовательной практике предметного содержания школьного иноязычного образования с учётом межкультурного и проблемного подходов к его определению.

3) Модификация существующих и разработка новых личностно-ориентированных технологий школьного иноязычного образования.

4) Апробация спроектированных моделей содержания и организации иноязычного образования в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: концепция коммуникативного иноязычного образования, культуроведение как теоретико-прикладная область языковой педагогики, теория личностно-ориентированного обучения, теория развивающего обучения, теория образовательной среды, теория оптимизации процесса обучения.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: экспериментальные классы общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации