Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Обновление структуры и содержания начального общего образования

Составители: Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО; Л. С. Разяпова, зав. УМК начального образования ООИПКРО
Дата: ноябрь 2003 г.

Актуальность исследования. В настоящее время в системе начального общего образования складывается достаточно тревожная ситуация.

Существенными проблемами нынешней массовой начальной школы школы являются:

· неудовлетворительный уровень здоровья и эмоционального благополучия детей (от шести к десяти годам он существенно падает);

· присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение на начальной ступени образования не развиваются, а разрушаются;

· средствами начального образования снижается здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников;

· угасает детская инициативность;

· нивелируется индивидуальность детей;

· не всегда личность ребёнка стоит в центре образовательного процесса;

· сохраняется ЗУНовская ориентация образования, отсутствуют интенции на развитие ребёнка;

· у родителей и педагогов отсутствуют условия сознательного выбора образовательной системы для ребёнка;

· нарастает раздробленность учебных предметов, разрушающая целостность детского опыта.

Подобная ситуация нуждается в выработке и реализации качественно новой, личностно и развивающе ориентированной целостной парадигмы начального образования.

Практическим шагом в данном направлении является апробация обновлённого содержания образования в условиях четырёхлетней вариативной начальной школы, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию начального образования, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Обновление структуры и содержания начального общего образования».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: образовательный процесс в начальной общеобразовательной школе, построенный в соответствии с принципами личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий реализации принципов личностно-ориентированного и развивающего обучения в начальной общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: Образовательный процесс в начальной общеобразовательной школе будет носить личностно-ориентированный и развивающий характер в том случае, если:

1) Будет обеспечено личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.

2) В образовательной деятельности будут использоваться методики и технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье младших школьников.

3) В классном коллективе будет создана образовательная среда, способствующая эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

4) В образовательной деятельности будет достигнута сбалансированность продуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) Изучение теоретической составляющей проблемы обновления структуры и содержания начального общего образования.

2) Широкое внедрение в практику начального общего образования личностно-ориентированных и развивающих педагогических технологий, учитывающих специфику возраста.

3) Моделирование и проектирование образовательной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка.

4) Апробация разработанной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения, теория развивающего обучения, теория образовательной среды, теория оптимизации процесса обучения.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: экспериментальные классы начальной ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации