Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Введение в начальную школу пропедевтического курса информатики и информационных технологий

Составители: Е. Л. Калиберда, методист УМК информатики ООИПКРО; Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. Главной характеристикой современной российской социокультурной ситуации является понятие "переходность", которое трактуется в нескольких аспектах. В частности, под ним понимаются процессы, связанные с формированием основ информационной цивилизации. Владение информационными технологиями становится требованием и приметой нашего времени. Отсюда одной из приоритетных задач российского образования должно стать формирование информационной культуры у учащихся средней общеобразовательной школы, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование.

Главной целью обучения информатике в начальной школе является формирование информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность младших школьников включиться в информационную деятельность в учебной среде.

Как централизованная (информатика в предмете), так и распределённая (предмет в информатике) модели информатизации обучения на базе информационного знания реализуют интегративный поход к образовательному процессу. Данный подход способствуют развитию общей осведомленности учащихся, а также их мыслительных и коммуникативных способностей, формированию у детей ещё одной, "информационной" точки зрения и, как следствие, совершенствованию их умения ориентироваться в окружающем мире.

Изучение информатики в начальной школе служит существенным подспорьем в развитии новой грамотности, содержание которой значительно шире классических "трёх навыков", соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, её восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей в гиперсреде, организация информации надлежащим образом) и счёта (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющих основные объекты теории вычислительных систем и математики конечных объектов). Новая грамотность - сочетание осваиваемых детьми основных лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определёнными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры, то есть внутренних и внешних технологий - служит исходным образовательным трамплином ко всем последующим этапам и сферам обучения.

Следует особо отметить чрезвычайно важное достоинство раннего введения младших школьников в сферу информатики, которое вытекает из обозначенных выше положений: перенос данного курса на начальную ступень обучения является фактором сохранения у детей представления о единстве мира (столь часто разрушаемого в рамках традиционной методики начального образования), выработки у них умения подходить к задаче как к целостной, не формализованной и препарированной.

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: " Введение в начальную школу пропедевтического курса информатики и информационных технологий ".

Объект исследования: процесс преподавания пропедевтического курса информатики и информационных технологий на раннем этапе обучения.

Предмет исследования: раннее обучение информатике как фактор повышения эффективности учебной деятельности, а также средство разгрузки учебного процесса на последующих этапах обучения в средней общеобразовательной школе.

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.

Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:

· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;

· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;

· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1. Изучение теоретической составляющей проблемы информатизации образовательного процесса в начальном звене общеобразовательной школы.

2. Осуществление диагностики актуального состояния информационной компетентности учащихся экспериментальных классов начальной ступени.

3. Разработка модели начального формирования информационной компетентности.

4. Апробация предложенной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: концепция информатизации образования, методология прогнозирования и моделирования, системного и структурного подходов, теория информатики, теория информации, концепции информатизации образования, основные положения личностно-ориентированной педагогики, теории образовательной среды, теории начального обучения.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования:

1. Теоретические методы: анализ философской, методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения и др.

2. Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, анализ результатов деятельности педагогов и учащихся и др.

3. Статистические методы обработки данных исследования.

База исследования: экспериментальные классы начальной ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации