Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Профильная дифференциация образовательной деятельности в старшей школе

Составитель: Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО.
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. Научными основаниями определения сущности обучения на старшей ступени выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – развивающий, гуманистический, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, возрастной. Согласно развивающему подходу, целью общего образования является развитие личности. Идея индивидуального подхода состоит в выявлении и развёртывании индивидуальных способностей и склонностей учащегося в противовес формированию единого, ориентированного на государственные интересы набора качеств, составляющего абстрактную «модель выпускника». Компетентностный подход полагает целью школы развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника. Суть деятельностного подхода заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом, согласно личностно-ориентированному, личностно-деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям. Опора в образовательной деятельности на возрастной подход позволяет выявить следующую закономерность: после 15 лет появляется такое новообразование, как чувство «взрослости», требующее организации образования на основе субъект-субъектного подхода, при котором учащийся рассматривается как полноправный субъект учебной деятельности.

Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся.

Можно констатировать, что феномен профильной дифференциации образовательной деятельности в старшей школе имеет законченное методологическое обоснование, которое в целом принимается всеми членами педагогического сообщества на уровне федерации. Практические же вопросы массового введения профильного обучения остаются для педагогической общественности во многом неясными. Таким образом, возникает противоречие между осознанием на стратегическом уровне необходимости профилизации старшей школы и отсутствием (либо недостаточной разработанностью) технологий профилизации образовательного пространства.

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Профильная дифференциация образовательной деятельности в старшей школе».

Объект исследования: образовательный процесс на старшей ступени в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых профильное обучение является эффективным средством дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: профильное обучение будет являться эффективным средством дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности на старшей ступени средней общеобразовательной школы в том случае, если:

1) профилизация старшей школы получит надёжное научно-методическое, организационно-методическое и учебно-методическое обеспечение на федеральном уровне;

2) образовательный процесс будет организован с учётом вышеназванных подходов к обучению;

3) в массовой практике будет налажено сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями разных типов.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) Изучение научно-методической и нормативной базы эксперимента по введению профильного обучения, а также регионального опыта профилизации образовательного пространства.

2) Создание каждым экспериментальным образовательным учреждением собственной модели профильной дифференциации образовательной деятельности.

3) Апробация разработанной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения, теория развивающего обучения, теория информатизации обучения, теория оптимизации процесса обучения, частные методики преподавания различных дисциплин.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: экспериментальные классы старшей ступени общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации