Научный аппарат исследования
в рамках эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в Оренбургской области
по проблеме
Способы достижения нового качества образования в средней общеобразовательной школе

Составитель: Н А. Евгеньева, ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ООИПКРО
Дата: ноябрь 2003 год

Актуальность исследования. Смыслом и нервом переживаемой нами эпохи, требованием и приметой нашего времени становится переход от знаниево-ориентированной к личностно-ориентированной модели образования. Быстрота и лавинообразный характер социокультурных изменений резко сократили объём инвариантных знаний в информационном пространстве человечества, стимулировали сдвиг непосредственной передачи одно­значно интерпретируемых знаний и норм деятельности на периферию об­разовательного поля культуры. В центре образовательного процесса ныне оказывается личность как целостная система интеллектуальных, психофизиологических, нравственных, социально-коммуникативных качеств. Целью образования является сегодня воспитание внутренне свободного, активного, творческого человека с проектно-ориентированным интеллек­том, способного к самоосуществлению в культуре и социуме, к позитивно­му взаимодействию с иными людьми и культурами. Эта мысль проходит красной нитью через текст Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Решающее значение в модернизационном процессе имеет совершенствование структуры, содержания и кадрового обеспечения общего среднего образования, так как общеобразовательная школа представляет собой базовое звено российской образовательной системы.

«Пробным камнем» обновления средней школы является эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования – широкомасштабное мероприятие, начатое 1 сентября 2001 года в системе образования Российской Федерации с целью выявления эффективных способов достижения нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. При этом, вопреки расхожим утверждениям, речь не идёт о переориентации образовательной системы России на воспроизведение личности индивидуалистического западного типа. Напротив, достижение цели культурного и государственного процветания России рассматривается в Концепции в неразрывной связи с решением задачи сохранения, укрепления и развития её национального своеобразия. В соответствии с этим ценностными основами российского образования (и в первую очередь школьного) должны оставаться такие традиционные черты русской культуры, как высокая духовность, соборность, патриотизм. Описанный подход позволяет решить главную задачу российской образовательной политики, сформулированную в Концепции как «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Частные задачи широкомасштабного мероприятия по исследованию способов модернизации российского образования прописаны в нормативных документах по организации экспериментальной деятельности. К ним относятся: создание единого Базисного учебного плана средней общеобразовательной школы, формирование федерального комплекта учебников, формирование моделей профильного обучения и многое другое. Двухлетний опыт участия в эксперименте позволяет сделать вывод о том, что стремление к всеохватности в отсутствие предварительно подготовленной научно-методической и нормативной базы эксперимента, а также при наличии лишь ограниченных исполнительских средств является фактором низкой эффективности мероприятия. Таким образом, основным противоречием исследовательской деятельности в рамках широкомасштабного эксперимента является несоответствие масштабности целей и задач эксперимента его ресурсному и научно-методическому обеспечению.

На основе выявленного противоречия администрацией ООИПКРО принято решение о концентрации в 2003-2004 учебном году опытной деятельности в экспериментальных учреждениях Оренбургской области на направлениях, которые могут быть наилучшим образом реализованы с учётом наличных сил и средств ООИПКРО, а также с учётом специфики конкретных экспериментальных ОУ, их материально-технической базы, сложившихся традиций, кадрового состава. К таким направлениям относятся: начальное образование, профильное обучение, иностранные языки, информатика, нормализация нагрузки и сохранение здоровья.

Актуальность, а также недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Способы достижения нового качества образования в средней общеобразовательной школе».

Объект исследования: образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: развивающая личностно-ориентированная образовательная среда как условие достижения нового качества образования.

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий создания развивающей личностно-ориентированной образовательной среды в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе будет носить личностно-ориентированный и развивающий характер в том случае, если:

1) Коллективом педагогом будет создана в каждом данном классном коллективе развивающая личностно-ориентированная образовательная среда.

2) Основополагающими условиями функционирования проектируемой образовательной среды станут: а) проблемный и интегративный подходы к определению предметного содержания той или иной дисциплины; б) диалоговые формы образовательной деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) Изучение теоретической составляющей проблемы использования технологий личностно-ориентированного обучения в условиях средней общеобразовательной школы.

2) Моделирование и проектирование развивающей личностно-ориентированной образовательной среды в процессе преподавания различных дисциплин.

3) Апробация разработанной модели в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются: теория личностно-ориентированного обучения, теория развивающего обучения, теория образовательной среды, теория оптимизации процесса обучения, частные методики преподавания различных дисциплин.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: экспериментальные классы общеобразовательных учреждений Оренбургской области, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации