Авторы: О.А. Лычинская, учитель географии УВК №1636, г.Москва и В.В. Савенкова, учитель информатики УВК №1636, г.Москва

 

Наиболее прогрессивный способ применения компьютера в учебном процессе подразумевает его интенсивное использование учителями и учениками в качестве инструмента, обладающего огромным потенциалом возможностей. Это более живой и интересный путь, дающий ученикам и учителю новые возможности для творчества.

Для реализации такой работы мы используем учебно-развивающую среду ДогоМиры, открытую для занятий любым школьным предметом.

География является одним из школьных предметов, в содержании которого имеется множество понятий и тем, которые легко перекладываются на компьютерный язык Лого. Для этого в ЛогоМирах есть все инструменты, которые только могут понадобиться ученику и учителю. Это:

·                     встроенный текстовый и графический редактор;

·                     возможность использовать звук, музыку, видео;

·                     использование готовых графических изображений многих форматов.

Современная программа по физической географии является одной из самых сложных программ в 6-8 классах. Обилие абстрактных понятий трудно воспринимается школьниками этого возраста. Построение статических и динамических моделей объектов и явлений, реализованное на уроках информатики, позволяет не только закрепить изучаемый на уроках географии материал, но и представить его в визуальных образах. При таком подходе сам предмет география получает информационную поддержку.

Представляем несколько работ по естествознанию и географии, реализованных учащимися УВК №1636 в среде ЛогоМиры в 2000-2001 учебном году.

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (5кл).

Учащимся было предложено нарисовать гелиоцентрическую схему Солнечной системы, планеты (выдержав их цвет и относительный размер), орбиты, "посадить" на них планеты в нужном порядке и заставить их двигаться с заданной скорость. По желанию можно было добавить мерцание звезд и движение комет.

 

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (6кл).

Учащимся была предложена "библиотека" условных знаков, текст диктанта на бумажном носителе и задано на листе положение города (для упрощения построений). Способом копирования условных знаков надо было составить схему маршрута.

 

МОДЕЛЬ ВУЛКАНА (6кл).

Зачетная работа, проверяющая степень усвоения понятий "литосфера", "земная кора", "внутренние силы Земли". На основе анализа иллюстрации учебника надо было дополнить рисунок изображением глубинных слоев Земли и показать их взаимодействие на примере формирования вулкана. В качестве итога работы появились главные отличия вулкана от отдельно стоящей горы. После проверки работы учителем на кадре остались красные стрелки, указывающие ученику на его ошибки. При повторной работе с кадром ученик находил свои ошибки и в случае их исправления менял цвет стрелки.

 

ТЕОРИИ ДРЕЙФА МАТЕРИКОВ И ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ (7кл).

Учащимся предложен набор листов (представлен не полный их набор), на которых хаотично расположены контуры материков. На каждом листе задано время пространственной модели, в соответствии с которым надо расположить контуры материков. Для продвинутых учащихся было предложено задание в генерализованном виде изобразить на "современном" листе границы литосферных плит с обозначением их типа (схождение или расхождение плит). Учащиеся, увлекающиеся программированием, сделали эти модели динамичными, на которых материки "разъезжались" по щелчку мыши.

Кроме того, возможны интегрированные уроки, основу которых составляют уроки географии, а информационное обеспечение этих уроков осуществляется через компьютер. Здесь компьютер позволяет быстро сделать необходимые расчеты, обработать большое количество данных, дать сравнительные характеристики в форме диаграмм или графиков, т.е. помогает построить обучение на основе большого количества фактического материала, недоступного или трудно доступного без использования компьютера. Особенно интересно на наш взгляд подобные уроки по темам "Климат", "Погода" в курсе физической географии и практически все темы экономической географии, связанные с анализом статических данных.

Конечно, такие уроки не могут проводиться часто. Они требуют тщательной и продолжительной подготовки. Успех их во многом зависит от готовности учителей-предметников к сотрудничеству, от их совместимости. Однако когда это все получается, то урок становится ярким явлением в жизни школьников. Есть темы, которые позволяют интегрировать не два, а несколько предметов. Наиболее логично третьим предметом является математика. Оптимальной формой проведения подобных уроков мы считаем модульные уроки.
Известно, что качество используемого инструмента неминуемо влияет на качество исходного продукта. Работая в ЛогоМирах, дети могут создать профессионально выполненный мультимедийный проект.

Созданный группой учащихся 7 класса проект "Планета Земля" интересен с точки зрения технической реализации как интерактивный мультимедийный проект достаточно высокой сложности (использование анимации, видеофрагментов, звука, гиперссылок, создание графической карты проекта). Главной особенностью этого проекта является то, что он может быть использован как методическое пособие по природоведению в начальной школе. По этой причине его создание учащимися 7 класса и его демонстрация младшим школьникам имеет еще и огромное воспитательное значение, особенно в школе с педагогическим профилем.

Накопление опыта работы в среде ЛОГО дает возможность реализовывать технически сложные мультимедийные проекты во все более младшем возрасте. Так, учащиеся 6 класса, попробовав свои силы в создании статических моделей, уже сейчас приступили к выполнению динамического интерактивного мультимедийного проекта "Прогулки по Европе".

Безусловно, работа эта очень кропотливая, включающая в себя не только написание компьютерных программ, но и предполагающая длительную и серьезную работу по сбору и систематизации фактического материала.

В перспективном плане развития интеграции таких предметов как география и информатика в нашей школе стоит создание динамических Атласов гипотетического океана и гипотетического материка на материале курса физической географии 7 класса. Представленные сегодня на ваш суд работы учащихся (после соответствующих доработок) должны стать составной частью этого перспективного проекта.


Кабинет информатики. ООИПКРО. (t25_1.htm)