Аналитическая справка
«О некоторых итогах работы ООИПКРО по модернизации системы повышения квалификации
в условиях реализации Концепции модернизации российского образования
в 2002-2010 гг.»
Материал к августовским конференциям

Приоритетные направления развития регионального образования вписываются в те тенденции, которые заявлены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования предусматривает:

-   экспериментальную отработку форм единого государственного экзамена;

-   создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования;

-  создание условий для введения профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы;

-  пересмотр структуры и содержания общего образования по итогам проводимого эксперимента;

-   формирование содержания общего среднего образования через разработку национально-регионального компонента стандарта образования;

-  развитие единой образовательной информационной среды;

-  сотрудничество с семьей как главным партнером в образовании и др.

Роль ООИПКРО в реализации Концепции модернизации российского образования заключается в: 1) обеспечении всех стратегических направлений развития регионального образования высококвалифицированными кадрами; 2) научно-методическом обеспечении совершенствования содержания образования; 3) информационной поддержке инновационной образовательной практики и мониторинга качества образования.

Рассмотрим результаты деятельности института по каждому из названных выше направлений.


Экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена

 

Экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена осуществлялась по следующим направлениям:

1.  Получение объективных данных об уровне и качестве подготовки выпускников средней школы для осуществления итоговой аттестации и совершенствования механизма приема в вузы.

Желаемые результаты:

- получить объективные данные о подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений;

- использовать результаты единого государственного экзамена для осуществления итоговой аттестации выпускников средней школы и их отбора в вузы;

- определить  направления  совершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов.

Полученные результаты:

В 2002 г. единый государственный экзамен проводился по пяти предметам: математике, русскому языку, физике,  биологии, истории. Число выпускников, принявших в нем участие только в июне 2002 г., составило более 18 тыс. человек.  Больше всего школьников сдавало экзамен по русскому языку (8331чел.). Вторым по охвату был экзамен по математике (4341 чел). Остальные предметы сдавало меньшее число выпускников: от 1036 человек по физике до 2620 человек по биологии. При этом отмечено, что значительная часть (около 35% ) выпускников школ России, сдававших экзамен по биологии, - выпускники ОУ Оренбургской области. В целом результаты экзамена в регионе коррелируют с российскими, при этом средний балл по региону выше, чем в России.

Особенности организации ЕГЭ в регионе (экзамен сдавали только желающие) не позволяют с достаточным основанием распространять количественные результаты экзамена на всю совокупность выпускников средней школы области, несмотря на большое число учащихся, сдававших экзамен по ряду предметов. Тем не менее, в этих результатах явно проявились некоторые характерные тенденции в состоянии общеобразовательной подготовки, присущие данной совокупности учащихся. Данный факт позволяет в целом совершенствовать учебно-воспитательный процесс с учетом результатов ЕГЭ. (Аналитические справки об итогах единого государственного экзамена в 2002 году опубликованы в бюллетене “Человек и образование” №10, 2002 г).

Результаты экзаменов 2002 г. подтвердили возможность использования единого государственного экзамена  для осуществления итоговой аттестации выпускников средней школы и их отбора в вузы.

 

2. Подготовка кадров к проведению ЕГЭ.

Желаемые результаты: создание системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ.

Полученные результаты:

В течение 2001, 2002, 2003 годов было организовано проведение спецкурсов по теме “Организация и проведение эксперимента по ЕГЭ в системе среднего (полного) общего образования” в рамках курсов повышения квалификации работников образования. Кроме того, на базе ООИПКРО и в территориях (в г.Орске, в г.Бугуруслане, в г.Сорочинске) был проведен ряд семинаров по информационному, организационному и методическому обеспечению эксперимента ЕГЭ для руководителей и специалистов городских (районных) отделов образования, руководителей и педагогов образовательных учреждений.   В рамках подготовки к проведению ЕГЭ отдельно разработаны программы курсов по подготовке специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ).  Кроме того, осуществлялась специальная подготовка  председателей предметных комиссий на семинарах федерального уровня.

Таким образом, реальным результатом работы стало создание корпуса специалистов (организаторов, операторов), обеспечивающих реализацию организационно-технологических процедур и создание регионального банка  экспертов для проверки экзаменационных работ (части С).

Проблемы:

Анализ организации ЕГЭ позволил выявить негативные факты в работе специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ:

-   нарушения в заполнении бланков ЕГЭ (не указаны код территорий, предмета, название предмета, номер варианта, не поставлен знак  Z на незаполненной части бланка №2 и т.д.);

-   ошибки в создании базы данных в территориях, связанные с недостаточным уровнем профессиональной компетентности операторов ЭВМ;

-  значительное расхождение в оценивании экзаменационной работы (части С) двумя экспертами, связанное с различным уровнем профессиональной компетентности и притязаний педагогов-экспертов.

Особые затруднения выявлены в создании банка данных экспертов ЕГЭ:

- преобладание в составе экспертов учителей ОУ по сравнению с преподавателями вузов, ссузов и ПУ;

-  отсутствие согласованности действий по формированию банков данных экспертов, подготовке учителей к работе в качестве экспертов с методическими службами городских и районных отделов образования (предоставление информации с нарушением указанных сроков, предоставление неполной информации и т.д.);

Для решения выявленных проблем считаем необходимым:

- разработать учебные программы спецкурсов по подготовке экспертов ЕГЭ в рамках курсовой подготовки учителей;

- включать в региональный банк данных экспертов только педагогов, имеющих удостоверение о прохождении подготовки к проведению ЕГЭ.

3. Информационное обеспечение проведения ЕГЭ.

Желаемые результаты: создание системы информационного сопровождения эксперимента.

Реальные результаты: издан пакет нормативно-правовых и методических материалов. Выпущен научно-информационный бюллетень “Человек и образование” (№10, 2002 г.), содержащий аналитические материалы об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год. Создан  банк педагогической информации, в который включены нормативно-правовые, методические материалы к поведению единого государственного экзамена в Оренбургской области.

Проблемы: данная информация не всегда оперативно доходит до педагогов. Кроме того, ряд учителей испытывают затруднения в поиске необходимой информации в связи с увеличившимся количеством публикуемых в настоящее время материалов.

 

Для решения выявленной проблемы считаем необходимым:

составить и опубликовать дайджест материалов по введению единого государственного экзамена.

 

4. Технология проведения ЕГЭ.

Желаемые результаты: апробация выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ.

Реальные результаты: в ходе поведения эксперимента была апробирована и частично усовершенствована технология проведения ЕГЭ и проверки бланков №2. Данный факт позволил обобщить опыт работы и 19 ноября 2002 г. презентовать технологию работы ООИПКРО делегации Департамента образования г. Москвы.

Проблемы: Следует отметить, что технология проведения экзамена совершенствовалась за счет привлечения большого человеческого ресурса, значительно в меньшей степени использовались современные информационные технологии.

Для решения проблемы необходимо совершенствование организационно-технологических схем проведения ЕГЭ.

 Таким образом, перспективы эксперимента связаны с:

- отработкой различных вариантов организационно-технологических схем проведения ЕГЭ;

- разработкой системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ;

- разработкой программно-методического сопровождения подготовки кадров для проведения ЕГЭ;

- уточнением регионального банка данных экспертов с учетом современных условий проведения ЕГЭ;

- созданием дайджеста материалов по проведению единого государственного экзамена;

- подготовкой аналитических материалов об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в Оренбургской области.


Создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования

На протяжении ряда лет Оренбургский областной ИПКРО является координатором независимых централизованных процедур тестирования в рамках российских исследований (в сотрудничестве с Центром тестирования Министерства образования РФ, Лабораторией гуманитарных технологий Московского государственного университета) и международных исследований TIMSS, PISA, PIRLS.

Принимая решение об участии в программах исследования по оценке образовательных достижений учащихся, специалисты ООИПКРО руководствуются:

- пониманием важности исследований для определения стратегических направлений в развитии региональных школ;

- осознанием значимости проблемы функциональной грамотности выпускников разных ступеней школы, предполагающей их готовность к использованию полученных знаний и умений в реальной жизненной практике.

Независимая от органов управления образованием государственная система оценки качества образования ориентирована на достижение следующих желаемых результатов:

- получение объективных данных об учебных достижениях выпускников начальной, основной и средней общеобразовательной школы;

- определение направлений модернизации региональной школы, основанных на выявленных тенденциях  изменения учебных достижений учащихся;

- своевременное информирование органов управления о негативных тенденциях в образовательных достижениях региона (школы).

 

Сегодня мы имеем объективные данные учебных достижений выпускников школ по результатам следующих исследований:

А. Исследование PIRLS – его целью является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование проводилось в 2001 году, средний международный балл – 500; средний балл по России – 528. Четыре школы оренбуржья (С. Бурангулово, НШ, Кувандыкский район;  С. Иртек, НСШ, Ташлинский район;  П. Адамовка, СШ 2, Адамовский район; Г. Орск, СШ 38) по итогам исследования показали средние результаты, превышающие средний международный балл. Только 20% российских школ показали результаты ниже средних международных. Две трети школ – сельские, половина из которых – малокомплектные.

Б. Независимые процедуры централизованного тестирования наш регион проводит девятый год и ежегодно растет число выпускников, желающих проверить уровень качества своих знаний по предметам школьного курса.

В 2003 году в централизованном итоговом тестировании принимает участие около 28 тыс. выпускников, результаты еще не подведены.

В 2002 году в образовательных учреждениях Оренбургской области был проведен очередной этап мониторинга качества общего среднего образования в рамках независимого централизованного аттестационного тестирования, цели которого:

- выявить уровень подготовки выпускников общеобразовательной школы по школьным предметам: русский язык, алгебра, физика, химия, информатика, биология, история, общество знание, геометрия, литература, география на основе бланкового тестирования.

- создать условия выпускникам 11-х классов региона по подготовке к единому государственному экзамену;

- предложить выпускникам 9-11-х классов региона модель независимого оценивания своих знаний по школьным предметам.

Мониторинговые исследования проводятся на добровольной основе, что позволяет выпускникам образовательных учреждений самостоятельно принимать решение об участии в независимом централизованном аттестационном тестировании, а также самостоятельно принимать решение о предъявлении полученных результатов в аттестационную комиссию своего образовательного учреждения.

В последние годы в процедуре централизованного тестирования принимают участие выпускники от всех территориальных органов управления, кроме двух: Кваркенский и Грачевский районы.

По итогам независимых мониторинговых исследований специалисты ООИПКРО готовят статистические и аналитические материалы и информируют управленческие и методические структуры об образовательных достижениях  школьников и замеченных тенденциях в освоении основных учебных разделов по школьным дисциплинам. Над «проблемными» разделами по каждому предмету работают методические структуры ИПКРО РМК и МО, что дает позитивный результат в подготовке выпускников к ЕГЭ. Аналитические справки методической направленности доступны любому пользователю Интернет-ресурсов.

В.  Мониторинг общего среднего образования в 2000/2001 учебном году проводился на основе выборочного анализа экзаменационных работ (в исследовании принимали участие 4 школы Оренбургской области, 86 учащихся). Была изучена  общеобразовательная подготовка выпускников основной школы по математике и русскому языку, а также общеобразовательная подготовка выпускников по математике и литературе. По итогам перепроверки экзаменационных работ выпускников 11-х классов:

1.   По математике ученики демонстрируют усвоение узко специализированных алгоритмов решения типовых задач. Анализ работ показывает, что недостаточное внимание уделено вопросам воспитания речевой и логической культуры в ныне существующей методической системе обучения математике.

2.   По русскому языку результаты перепроверки работ подтвердили недостаточные знания учителями норм оценивания, типологии ошибок. Учителя нередко не отмечают в ученических тетрадях допущенные ошибки, в том числе орфографические и пунктуационные. В отдельных случаях наблюдается неоправданное завышение оценки ученических работ.

3.   По литературе наблюдается расхождение отметок, выставленных учителями и экспертами. В нескольких случаях были обнаружены одинаковые тексты сочинений в классах различных школ и регионов. Проведенное исследование показало, что сочинение как единственная форма экзаменационных испытаний недостаточно полно выявляет подготовку выпускников по литературе. Необходим устный экзамен или собеседование по русскому языку. В ближайшие годы с помощью учительской общественности необходимо решить вопрос об усовершенствовании экзаменационных испытаний по литературе.

 

В 2003 году наш регион включен в два международных исследования:

1. Исследование TIMSS, выявляющее сравнительную оценку естественно-математической подготовки учащихся 4 и 8 классов общеобразовательных учреждений в странах с различными системами образования и выявляющее факторы, влияющие на уровень этой подготовки. Исследование проводится каждые четыре года, что позволит проследить тенденции изменения качества подготовки учащихся по математике и естествознанию в основной школе по сравнению с результатами начальной школы. В 2003 году в выборку попали следующие школы Оренбургской области:

В начальной школе

В 8-х классах

1

Новоорский район, с. Будамша, СОШ

1

Соль-Илецкий район, Троицкая СОШ

2

Город Медногорск, МОУ СОШ № 2

2

Город Бузулук, МОУ СОШ № 9

3

Город Орск, МОУ СОШ № 25

3

Город Новотроицк, МОУ СОШ № 16

4

Город Оренбург, МОУ СОШ № 73

4

Город Оренбург, МОУ СОШ № 73

2. Исследование PISA – объектом международной программы по оценке образовательных достижений является функциональная грамотность учащихся 15-летнего возраста. На данном этапе образования определяется состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем. Кроме того, определяются также способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для их успешной адаптации в современном мире. В 2003 году в выборку попали следующие четыре школы Оренбургской области:

·   Село Перевозинка, МОУ ООШ, Бузулукский район

·   Село Александровка, МОУ СОШ, Александровский район

·   Город Новотроицк, МОУ СОШ № 18

·   Село Тоцкое, МОУ СОШ, Тоцкий район

Исследования предыдущих этапов исследования показывают, например, что состояние естественнонаучной подготовки 8-классников России не претерпело существенных изменений. Зафиксировано, что российские школы дают разный уровень и качество образования в зависимости от расположения школы. То есть, школы предоставляют своим учащимся различные образовательные возможности.

Результаты международных исследований позволяют определить некоторые направления совершенствования содержания естествено-научного образования в школах региона:

1.   При изучении предметов следует изменить акценты с воспроизведения и применения знаний в простых ситуациях на их использование в жизненных различных ситуациях.

2.  Уделять внимание методологическим аспектам научного знания (использованию научных методов наблюдения, классификации, сравнению, формулированию гипотез и выводов, планированию эксперимента, интерпретации данных и проведению исследования).

 

Результаты исследования PISA по «грамотности чтения» показывают способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Во всех странах мира имеются учащиеся, продемонстрировавшие уровень ниже первого (самый низкий уровень). В среднем по странам таких учеников 6%, в России – 9%.

Эксперты полагают, что на результаты тестирования в исследовании PISA могли повлиять следующие основные причины:

1.    Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.

2.  Перегруженность программ и учебников учебными материалами.

3.   Недостаточное внимание к формированию обще учебных умений.

4.   Все указанные недостатки являются следствием крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования в России. Необходимо, не отказываясь от лучших традиций нашей школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер.

 

Полагаем, что независимая от органов управления образованием государственная система оценки качества образования способствует:

1.  Выявлению уровня обучения в каждой школе по отдельным предметам, что позволяет на региональном уровне формировать банк данных учителей-экспертов, объективно оценивающих знания своих учеников;

2.  Проверке качества собственных знаний самими учащимися, что позволяет каждому ученику и его родителям сделать собственный выбор образовательного учреждения для дальнейшего обучения, а также более объективно подходить к выбору экзамена в рамках эксперимента ЕГЭ-2003.

3.  Созданию системы информирования о тенденциях образовательных достижений учащихся региона.

4. Принятию оптимального управленческого решения на уровне органов управления о стратегических подходах развития сети образовательных учреждений в отдельных территориях и в регионе (в том числе повышения профессионального уровня педагогических кадров).


Создание условий для введения профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы

 

Основные направления деятельности ООИПКРО на первом этапе реализации Концепции профильного обучения:

1. Кадровое обеспечение перехода на профильное обучение.

Цель - анализ кадрового состава педагогического корпуса  с позиций возможности его участия в реализации профильного обучения в старшей школе.

Полученный результат – начал создаваться банк кадров, которые будут работать в старших классах профильной школы. Необходимо создание модели подготовки этих кадров к реализации концепции профильного обучения.

2.       Методическое обеспечение перехода на профильное обучение.

Цель - создание методического ресурса для старших классов профильной школы.

Полученный результат – разработан ряд учебных программ повышения квалификации руководителей и педагогов по проблемам профильного обучения; начато создание банка  учебных программ профильных и элективных курсов; начато изучение, обобщение и распространение имеющегося опыта организации профильного обучения в образовательных учреждениях области; в рамках данного вида деятельности осуществляется инвентаризация методических ресурсов (программ, учебников, моделей организации учебного процесса и пр.) образовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

3.       Информационное обеспечение перехода на профильное обучение.

Цель - информирование педагогического сообщества области о направлениях,  целях, задачах и конкретных путях реализации  концепции профильного обучения.

Полученный результат - организованы и проведены семинары, мастер-классы, заседания общественных советов кабинетов, групповые и индивидуальные консультации для педагогов и руководителей ОУ по проблемам профильного обучения; подготовлен ряд  информационных материалов по проблемам организации профильного обучения (статей, дайджестов, списков); создан банк актуальной педагогической информации по проблемам профильного обучения.

4.       Нормативное обеспечение перехода на профильное обучение.

Цель - создание нормативно-правовой базы реализации Концепции профильного обучения.

Полученный результат - создана Программа и план деятельности ООИПКРО по реализации Концепции  профильного обучения. На сегодняшний день отсутствует Региональная программа перехода на профильное обучение.

Проблемы

 Работа по всем указанным выше направлениям в ООИПКРО в данном учебном году только начата, а потому отсутствует достаточно полный и систематизированный материал по таким вопросам, как:

·   обобщение опыта организации профильного обучения в образовательных учреждениях  области;

·   анализ кадрового потенциала образовательных учреждений области на предмет возможности их использования в профильной школе;

·    разработка учебных программ профильных курсов, реализуемых в образовательных учреждениях области;

·    разработка учебных программ элективных курсов для учащихся старших классов профильной школы;

·   разработка психолого-педагогического инструментария, позволяющего выявить образовательные потребности и профессиональные интересы старшеклассников;

·   разработка и апробация моделей профильного обучения в экспериментальных образовательных учреждениях области и др.

Цель на 2003-2004 учебный год - научно-методическое обеспечение перехода на профильное обучение в образовательных учреждениях области.

Пути достижения поставленной цели:

·   обобщение опыта организации профильного обучения в образовательных учреждениях  области;

·    инвентаризация учебных программ профильных курсов, реализуемых в образовательных учреждениях области;

·    создание банка профильных и элективных курсов для учащихся старших классов профильной школы;

·   разработка психолого-педагогического инструментария, позволяющего выявить образовательные потребности и профессиональные интересы старшеклассников;

·    разработка и апробация моделей профильного обучения в экспериментальных образовательных учреждениях области;

·   анализ кадрового потенциала образовательных учреждений области на предмет возможности их использования в профильной школе;

·   подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для системы профильного обучения;

·   участие в разработке региональной программы перехода на профильное обучение.


Пересмотр структуры и содержания общего образования по итогам проводимого эксперимента

 

Основная цель эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования заключается в выявлении эффективных способов достижения нового качества образования, характеристики которого изложены в Концепции модернизации российского образования.

Приоритетные направления эксперимента:

-                      Базисный учебный план.

-                      Начальное общее образование.

-                      Профильное обучение.

-                      Образовательные стандарты.

-                      12-летнее образование.

-                      Основное общее образование.

-                      Оценка качества образования.

-                      Социально-экономическое образование.

-                      Иностранные языки.

-                      Информатика.

-                      Нормализация нагрузки и сохранение здоровья учащихся.

В 2002-2003 гг. в ходе проведения эксперимента на базовом, общенациональном уровне ожидалось получение следующих результатов:

-                      создание рекомендаций по реализации трех вариантов БУП-11;

-                      подготовка программ начального общего образования с учетом обновления содержания образования (введения курсов «Информатика», «Иностранный язык»); разработка модели безотметочного обучения;

-                      разработка концепции, моделей профильного обучения, требований к содержанию и организации предпрофильного обучения, концепции учебников нового поколения для предпрофильного и профильного обучения;

-                      принятие Федерального Закона «О стандарте общего образования» (первого поколения), определение требований к стандарту второго поколения;

-                      анализ и определение направлений корректировки и совершенствования содержания основного общего образования;

-                      проведение пилотных срезов качества подготовки обучающихся по предметам федерального компонента БУП, разработка системы итогового оценивания результатов профильного обучения;

-                      разработка обновленного содержания образовательных областей «Иностранный язык», «Информатика», экспертиза учебников, обеспечивающих подготовку к экзаменам за курс основной общеобразовательной школы;

-                    разработка методических материалов по созданию образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья детей.

Что делается реально? В Оренбургской области в эксперименте принимают участие 9 общеобразовательных учреждений. Они        вносят свой вклад в корректировку единого Базисного учебного плана средней общеобразовательной школы, а также федерального компонента государственного образовательного стандарта; участвуют в апробации учебных пособий, которые в перспективе составят федеральный комплект учебников; всей своей деятельностью способствуют выявлению моделей организации образовательного процесса, соответствующих современным задачам совершенствования содержания и структуры общего образования. Во всех экспериментальных образовательных учреждениях апробируются модели профильного обучения, изучаются и применяются на практике здоровьесберегающие технологии. Кроме того, большинство  учебных заведений дополнительно работает в одном или нескольких приоритетных направлениях эксперимента. Так в гимназии № 4 и СШ № 30 г. Оренбурга, Дедуровской СШ и Пригородной СШ № 2 Оренбургского района введено изучение информатики и иностранных языков в начальном звене. СШ № 30 г. Оренбурга, Дедуровская СШ и Пригородная СШ № 2 занимаются также проблемой безотметочного обучения. Основным направлением деятельности СШ № 4 г. Орска является изучение и внедрение в практику информационных технологий, кроме этого рассматривается проблема адаптации учащихся к изменяющимся условиям социума.  В центре экспериментальной деятельности педагогического коллектива  СШ № 52 г. Орска стоит проблема мотивации деятельности учащихся.

В реализации задач эксперимента посильную помощь экспериментальным учебным заведениям оказывает ООИПКРО. Роль ООИПКРО заключается в:

-                    консультировании образовательных учреждений по вопросам использования в учебном процессе экспериментальных УМК, создания условий, способствующих сохранению и развитию здоровья участников образовательного процесса, проведения мониторинга эксперимента;

-                    обобщении и осмыслении аналитических материалов, представленных экспериментальными школами по результатам проведения мониторинга;

-                    регулярном информировании участников эксперимента о ходе эксперимента, результатах мониторинговых исследований;

-                    формировании информационной базы данных эксперимента;

-                    организации повышения квалификации педагогических работников экспериментальных школ;

-                    координации работы межшкольного методического совета по изучению инновационного опыта;

-                    анализе хода эксперимента и др.

В процессе анализа хода эксперимента выявляются следующие проблемы.

Несоответствие масштабности целей и задач эксперимента его ресурсному и научно-методическому обеспечению. Глобальная проблема эксперимента – в отсутствии предварительно подготовленной научно-методической  базы, которая бы позволяла образовательным учреждениям осмысленно и целенаправленно вести экспериментальную работу по избранным направлениям.

Субъекты эксперимента принимают идею о том, что новое содержание не только проверяется, но и конструируется в процессе экспериментальной работы в школах. Однако на деле зачастую школьные педагоги остаются один на один с содержанием, которое им предстоит "вырастить". Самый яркий тому пример  -  введение профильного обучения.

      Положительный опыт по профильному обучению, подлежащий обобщению и внедрению в практику других учебных  заведений, накоплен только гимназией № 4 г. Оренбурга и Пригородной школой № 2 Оренбургского района, имеющей статус Европейского лицея (Ассоциированной школы ЮНЕСКО), то есть теми общеобразовательными учреждениями, которые работают в тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями. Наработки 7 остальных  экспериментальных образовательных учреждений в плане профильной дифференциации образовательной деятельности в старшей школе носят несистематический характер.

Естественным образом сформировалось понимание необходимости обобщения  опыта учебных заведений Оренбургской области, имеющих в своей образовательной модели  профильные структурные звенья. Разработки, созданные школьными педагогами, могут использоваться в качестве  готовых профильных либо элективных курсов или же служить основой таковых. Учитывая сложившуюся ситуацию, Учёный совет ООИПКРО принял решение о создании  специального банка педагогической информации ООИПКРО по вопросам профильной дифференциации образовательной деятельности в старшем звене средней школы. Наряду с уложенными в удобной для потребителя форме материалами общего характера в банк в перспективе будут помещаться продукты деятельности общеобразовательных учреждений области: аналитические справки  (с описанием конкретных образовательных моделей и с приложением учебных планов), программы профильных и элективных курсов, а также курсов по выбору (с приложением дидактических материалов), разработанные школьными педагогами.

 Совершенно очевидно, что содержание банка педагогической информации должны составить материалы высокого качества, имеющие рецензию представительной комиссии. И здесь  обозначается ещё одна проблема, связанная с отсутствием на сегодняшний день в области органа, который бы занимался рецензированием учебных программ, созданных школьными педагогами. Отсутствуют и требования к составлению подобных программ, зафиксированные в нормативных документах.

Следующая проблема, которую отмечают педагоги экспериментальных образовательных учреждений, состоит в отсутствии соотнесённости профилизации старшей школы с введением  института единых государственных экзаменов. Задача выделения базового и профильного уровней КИМов, вне всякого сомнения, решается создателями материалов единого государственного экзамена. Однако участники эксперимента выражают пожелание о форсированном решении данной проблемы с учетом ее актуальности.

 В контексте сдачи единого государственного экзамена выпускниками экспериментальных образовательных учреждений можно также выделить проблему, связанную с апробацией экспериментальных учебных пособий, некоторые из которых плохо служат практической цели подготовки школьников к единому государственному экзамену.

Из всего вышесказанного вытекает необходимость постановки вопроса о принятии дополнительных мер по ограждению учащихся экспериментальных школ от издержек их участия в эксперименте, которые могли бы отразиться на результатах прохождения ими итоговой аттестации.

Забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся в рамках эксперимента выражается в отработке адекватных возрасту школьников образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих их  здоровье. Наилучшим образом психолого-педагогическое, медико-социальное и  физиолого-гигиеническое сопровождение учащихся в ходе эксперимента обеспечено в гимназии № 4 г. Оренбурга, в которой к деятельности по здоровьесбережению учащихся привлекаются учёные-медики. Наработки других экспериментальных образовательных учреждений по здоровьесбережению носят менее системный характер.

Изложенный материал позволяет сделать вывод о том, что успех мероприятия возможен там, где творческий потенциал учительства получает надёжную поддержку в лице науки.

Кроме того, выявляются проблемы управления экспериментом на региональном уровне: недостаточное внимание, отсутствие контроля, отсутствие управленческих оценок со стороны ГУО делают эксперимент вялым, малоэффективным.

    В то же время несмотря на все недостатки в ресурсном, информационно-технологическом и научно-методическом  обеспечении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, педагогические коллективы экспериментальных площадок Оренбургской области выделяют следующие позитивные моменты участия в широкомасштабном мероприятии:

1.      Возможность адекватной оценки образовательных достижений учащихся в результате проведения мониторинговых исследований и, как следствие, рефлексии образовательной деятельности педагогом и самими учащимися.

2.      Вовлечение педагогов в опытно—экспериментальную деятельность и в результате повышение предметной компетентности, а также методической  и общепедагогической культуры.

3.      Пополнение фондов школьных библиотек новыми учебниками.

4.      Развитие профильного обучения.

Предложения по решению выявленных проблем:

1)     Создать на региональном уровне централизованный научно-методический совет по экспертизе учебных программ, созданных школьными педагогами.

2)     Решить вопрос о выработке единых  требований к составлению учебных программ профильных и элективных курсов школьными педагогами.

3) Ходатайствовать перед Министерством образования Российской Федерации о форсировании решения проблемы соотнесённости  профилизации старшей школы с введением  института единых государственных экзаменов.

4) Усилить методическое и материально-техническое обеспечение экспериментальных школ (особенно сельских).


Формирование содержания общего среднего образования через разработку национально-регионального компонента стандарта образования

 

Основные направления деятельности по разработке национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта:

1.                 Разработка концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования.

Цель - разработка концептуальных оснований формирования содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования.

Полученный результат – ООИПКРО разработаны концептуальные подходы к формированию содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования на основе культурологического подхода.

2. Проведение социологического исследования социокультурных и экономических потребностей региона (рынка труда) для формирования стратегии развития образования области.

Цель - определение характера проблем и задач управления образованием области; оценка соответствия содержания образования и его цели.

Полученный результат - проведено социологическое исследование “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся” (ООИПКРО, июнь 2000 г.), в ходе которого выявлены наиболее проблематичные зоны в содержании общего среднего образования, требующие уточнения и корректировки через разработку национально-регионального компонента.

3. Конкурсная разработка национально-регионального стандарта по отдельным образовательным областям, обеспечивающим изучение краеведения региона.

Цель - обеспечение участия всего педагогического сообщества в формировании содержания общего среднего образования, соответствующего потребностям региона.

Полученный результат - поскольку конкурс не был объявлен, то участие педагогов области в разработке национально-регионального стандарта по отдельным образовательным областям носило единичный и случайный характер.

4. Подготовка и издание учебников и дидактического материала, обеспечивающего организацию учебного процесса в соответствии с национально-региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего среднего образования.

Цель - учебно-методическое обеспечение  реализации содержания национально-регионального компонента общего среднего образования.

Полученный результат - издание пособий по географическому (А.А.Чибилев и Р.Ш.Ахметов) и литературному  (А.Г.Прокофьева) краеведению.

5. Создание системы регионального образовательного мониторинга для контроля за выполнением норм национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования.

Цель - адекватная оценка качества образования в национально-региональном аспекте.

Полученный результат - разработка контрольно-измерительных материалов по отдельным образовательным дисциплинам национально-регионального компонента: по татарскому языку и литературе, географическому и литературному краеведению.

Выводы и проблемы

Таким образом, существует значительный разрыв между целями, отраженными в Целевой программе института, и реальными результатами деятельности в данном направлении. Главной причиной указанного разрыва является то, что в области до сих пор не объявлен конкурс на разработку национально-регионального компонента.  Данным обстоятельством, на наш взгляд,  обусловлен тот факт, что материалы, направляемые в ООИПКРО на рецензирование и претендующие на статус национально-регионального компонента по различным образовательным областям, не отвечают самым общим требованиям, предъявляемым  к материалам подобного рода.

Цель на 2003-2004 учебный год - разработка национально-регионального компонента общего среднего образования.

Пути достижения цели:

-          активизация деятельности по объявлению конкурса на разработку национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта;

-          информирование педагогического сообщества области о требованиях, предъявляемых к материалам, претендующим на статус национально-регионального компонента по различным образовательным областям;

-          изучение и обобщение передового педагогического опыта решения данной проблемы с целью дальнейшего использования в образовательных учреждениях области;

-          рецензирование и подготовка к публикации материалов, претендующих на статус национально-регионального компонента по различным образовательным областям.


Развитие единой образовательной информационной среды

Исходя из того, что дополнительное профессиональное образование рассматривается в «Программе развития дополнительного профессионального образования в Российской федерации на 2002-2005 годы» как система непрерывного образования, полагаем, что одним из необходимых условий для функционирования системы непрерывного образования является единая образовательная информационная среда, основанная на современных информационных технологиях.

Именно поэтому в последние годы по инициативе ООИПКРО работа по развитию единой образовательной информационной среды в Оренбургской области получила статус приоритетности.

 

Мы выделяем несколько основных направлений в решении проблем развития единой образовательной информационной среды:

1.    Модернизация материально-технической базы.

2.   Подготовка педагогического сообщества для осознанного использования возможностей информационных технологий в профессиональной деятельности.

3.   Создание внутрирегиональной и внутрифирменной системы информационных потоков.

 

Проблема модернизации материально-технической базы решается на управленческом уровне, ведутся централизованные поставки и допоставки оборудования в образовательные учреждения региона (число школ оснащенных современной компьютерной техникой к концу 2002 года составляет 76% от общего количества учреждений общего образования региона).

Несмотря на, казалось бы, достаточное техническое оснащение школ, существующий сегодня уровень информационного обеспечения системы повышения квалификации явно недостаточен для реализации возможностей получения педагогическими и руководящими работками востребованного качественного профессионального образования в течение всей трудовой жизни. В качестве основных причин мы выделяем:

 

1. Отсутствие в необходимом количестве средств телекоммуникаций в учреждениях образования. На сегодняшний день  в регионе около 5% учреждений общего образования (от общего числа укомплектованных современным техническим обеспечением) имеют доступ в Интернет. Немногочисленное количество школ связано, прежде всего, с ограниченным финансированием телекоммуникационных услуг и слабой координацией работы по данному направлению в территориальных органах управления.

С целью расширения Интернет-услуг для школ, имеющих возможности доступа в Интернет централизованно через Министерство образования РФ в более 620 сельских, поселковых и городских школах региона планируется установка компонентов оборудования системы спутникового доступа, из которых четыре школы получат допоставку оборудования спутникового доступа и будут основными ресурсными центрами:

1

Александровская средняя общеобразовательная школа Александровского района

2

Саракташская средняя  общеобразовательная школа № 1 Саракташского района

3

Гимназия города Бугуруслана

4

Гимназия № 2 города Орска

Списки школ сформированы специалистами ООИПКРО и ГУО. Главными критериями отбора школ выступали:

a)                                         представленные территориальными органами управления в указанные сроки полные данные об образовательных учреждениях (адрес школы, фамилию директора, количество компьютеров в учебном процессе и в управленческих структурах, телефон);

b)                                         активность школ в ходе региональных дистанционных конференциях и семинарах;

c)                                         географическая удаленность от областного центра и от районного центра.

Территориальные органы управления, в свою очередь, должны содействовать развитию опорных школ, выполняющих функции ресурсных центров и являющихся пунктом информационного доступа к Интернет-ресурсам. В качестве рекомендаций специалисты ООИПКРО разработали для РОО/ГОО  такие материалы, как проект по созданию территориального ресурсного центра и модель организации коммуникационной сети.

 

2. Слабая информационная поддержка учебно-методической базы, ориентированной на использование инновационных педагогических технологий и современных средств обмена информацией. Основная причина кроется в отсутствие опыта работы по использованию инновационных педагогических технологий и современных средств обмена информацией,

с одной стороны, у педагогических работников: далеко не каждый из педагогов имеет стремление к внедрению в учебный процесс инновационных подходов на основе информационных технологий и распространению этого опыта. Позитивный опыт работы имеется в Саракташском, Александровском, Северном районе, педегогический опыт обобщен и представлен в региональный банк педагогичсекой информации,

с другой стороны – у профессорско-преподавательского состава системы повышения квалификации. Сложно преломить отработанную годами систему традиционного обучения.

Отмечая в качестве достоинства создание и активное функционирование сайта ООИПКРО в учебном процессе и в самообразовательной деятельности слушателей курсов - http://www.ooipkro.ru (около 3 тысяч пользователей зарегистрировано за период с ноября по апрель текущего учебного года), следует отметить, что на сегодняшний день нет слушателей курсов, которые в дистанционной форме:

- изучили отдельные дисциплины образовательной программы (философия образования, информационные технологии управления образования). 

- изучили все дисциплины образовательных программ (например, КБПК для учителей русского языка и литературы, разработан образовательный модуль совместными ресурсами ООИПКРО и ИПКПРО Ростовской области).

При формировании заказа на образовательные услуги в новом учебном году ООИПКРО будет решать обозначенную задачу совместно с территориальными органами управления.

 

3. Недостаточное развитие внутрирегиональной и внутрифирменной сети (ВИС) информационных потоков. Здесь мы обращаем внимание на объединение образовательных ресурсов научных и методических структур ООИПКРО, территориальных органов управления и методических кабинетов, региональных ВУЗов, передовых и инновационных школ, информационно-прокатных центров, медиатек, образовательных учреждений общего среднего и дополнительного образования.

 

Выделим основные направления деятельности:

 

Во-первых, создание на базе имеющихся средств телекоммуникаций единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей информационную поддержку учебного процесса, мониторинга и управления системой образования. Отметим, что в регионе приобретен опыт:

- по использованию ресурсов банка педагогической информации,  (слушатели курсов используют его ресурсы в самообразовательной деятельности, преподаватели ООИПКРО – в качестве информационно-методического сопровождения образовательных программ);

- по формированию единых ресурсов, включающих в себя заказ от потребителей на образовательные услуги, а также сведения об образовательных учреждениях, данные о каждом работнике системы образования, данные об экспертах по предметным областям, данные о выпускниках школ и пр.;

- по формированию массивов с результатами мониторинговых исследований качества образования выпускников, проводимых на международном, российском и региональном уровнях, а также результатами социологических исследований регионального уровня;

Во-вторых, разработка новых методов обучения с использованием информационных технологий. На курсах повышения квалификации апробируются различные подходы к использованию информационных технологий в обучении взрослых и школьников. Особое внимание уделяется формированию мировоззренческих позиций педагогических и руководящих кадров при решении профессиональных задач на основе информационных технологий.  Полагаем, что наиболее эффективным средством при подготовке кадров будет организация внутрифирменных обучающих курсов для педагогических коллективов образовательных учреждений, что будет реализовано в новом учебном году.

В-третьих, создание учебно-методического обеспечения, основанного на использовании электронных библиотек и инновационных технологий, организации учебного процесса в условиях общедоступного единого регионального информационного пространства. В локальную версию регионального банка педагогической информации (http://institut) включена электронная библиотека, которая переносима на CD-дисках в любое образовательное учреждений.

 

В-четвертых, создание специализированных интернет-серверов системы, включающей в себя ООИПКРО и ВУЗы региона, обеспечивающих доступ образовательных учреждений и работников образования, способных заниматься индивидуально по программе экстерната, к электронным библиотекам учебно-методической литературы по различным направлениям повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также к диагностическим и самодиагностическим тестовым материалам и методикам.

Одно из приоритетных направлений деятельности сегодня – создание региональной Интернет-школы, координирующей Интернет-школы на базе территориальных ресурсных центров (пунктов информационного доступа).  Эту задачу реально решать совместными усилиями ВУЗов и ООИПКРО при поддержке и финансировании Главного управления образования и Администрации Оренбургской области.


Сотрудничество с семьей как главным партнером в образовании

 

Основные направления деятельности ООИПКРО по организации взаимодействия педагогического сообщества и родительской общественности связаны с концептуальным, программно-методическим, нормативно-правовым, информационным, научным, организационным обеспечением этой деятельности.

Желаемые результаты деятельности ООИПКРО под данной проблеме:

1. Разработка системы деятельности ООИПКРО по проблеме;         

2. Создание учебных программ повышения квалификации руководителей и педагогов по проблеме организации воспитательного процесса, полноправным субъектом которого является родительская общественность; 

3. Инвентаризация нормативной базы взаимодействия родителей и педагогов;

4. Организация обсуждения с родительским сообществом основных проблем семейного воспитания, а также проблем сотрудничества педагогов и родителей;

5. Обобщение позитивного опыта по решения проблемы в регионе;

6. Организация совместной деятельности с ГУО и Советом родительской общественности.

Реальные результаты деятельности ООИПКРО:

1.  Состоялся Учёный совет института по проблеме: «Формирование в ООИПКРО системы работы с родительской общественностью как партнёром образовательного процесса в условиях модернизации регионального образования»;

2.  Разработан ряд учебных программ повышения квалификации для педагогов, руководителей, представителей родительской общественности.

3.  Формируется пакет нормативных материалов по организации взаимодействия  педагогического сообщества и родительской общественности.

4. Создана Интернет-страничка на сайте института «Родительское                                        собрание»; в регионе пропагандируются новые подходы к решению проблемы взаимодействия родителей и педагогов; обобщается опыт работы Оренбургского района по проблеме, а также  опыт отдельных образовательных учреждений области.      

5. Разработан первый вариант структуры исследовательской программы по проблеме.

6. Налажена связь с Советом родительской общественности.

Однако существуют определённые разрывы между желаемыми и реальными результатами деятельности ООИПКРО по проблеме в 2002-2003 учебном году, которые выражаются в следующем:

1. Учёный совет института определил основные направления работы, но не обосновал систему деятельности по решению данной проблемы.

2. Разработанные учебные программы не прошли экспертизу, утверждение и апробацию.

3. Не согласованы функции ГУО и ООИПКРО в формировании пакета нормативных документов по взаимодействию семьи и школы, родительской общественности и педагогического сообщества.

4. Информация на Интернет-страничке не представлена как проблема, которая требует обсуждения, недостаточно пропагандируется в ОУ и среди родителей; работа в образовательных учреждениях и на родительских собраниях, а также обобщение опыта требуют  систематизации.

5. Программа исследования требует доработки и утверждения Учёным советом института.

6. Работа с Советом родительской общественности не имеет плана и системного характера. 

Основные задачи деятельности института по организации взаимодействия педагогов и родительской общественности в 2003-2004 учебном году - рганизационное и методическое  обеспечение взаимодействия семьи и школы как        субъектов образовательного процесса через:

1.   Методологическую проработку проблемы.

2.     Программно-методическое обеспечение всех основных направлений деятельности по проблеме.

3. Формирование вместе с работниками ГУО полного пакета нормативных документов по организации сотрудничества родительской общественности и педагогического сообщества.

4. Консультативную работу, педагогическое просвещение (в разных формах – встречи, виртуальное обсуждение проблем на сайте  института).

5. Создание опорных площадок по исследованию совместной деятельности педагогов и родителей.

6. Совместную деятельность института и Совета родительской общественности при ГУО.


Обеспечение региональной системы образования высококвалифицированными кадрами

 

Исходя из наличия профессионально-личностных проблем педагогических работников, социального заказа общества, необходимости реализации образовательных функций, важных для развития региона, институт основу своей деятельности видит в следующих целях:

-          удовлетворение потребностей педагогических работников в непрерывном образовании, становлении и совершенствовании профессионального мастерства;

-          обеспечение системы образования кадрами соответствующей квалификации, профиля и уровня подготовки, способными к решению задач, стоящих перед современной школой.

Для этого в 2002-2003 учебном году институт реализовывал следующие образовательные программы третьего поколения:

курсы базового повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений и повышения квалификации к аттестации на 2, 1 и высшую категории, а именно, для учителей: начальных классов, иностранных языков, русского языка и литературы, родного языка и литературы, химии, географии, биологии, истории, математики, ИЗО, музыки, физической культуры и ОБЖ, технологии, информатики; педагогов дополнительного образования, коррекционного образования; воспитателей ДОУ, детских домов и интернатов, групп продленного дня, детских больниц и санаториев, общежитий ПУ, ПЛ; командиров-воспитателей кадетского корпуса; социальных педагогов органов социальной защиты; мастеров производственного обучения, преподавателей общеобразовательных дисциплин ПУ, ПЛ; библиотекарей;

курсы базового повышения квалификации руководителей образовательных учреждений с аттестацией на 1 и высшую категории, а также для заведующих РМК, РМО, ДОУ, специалистов управления образованием, руководителей профессиональных училищ и лицеев;

курсы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по проблеме «Менеджмент организации»;

курсы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по проблеме «Экспертиза управленческой деятельности»;

курсы повышения квалификации педагогов образовательных учреждений по проблеме «Экспертиза практической деятельности»;

курсы повышения квалификации педагогов образовательных учреждений по актуальным проблемам образования. Например, «Обучение русскому языку и литературе по современным образовательным комплектам», «Олимпиадные задачи как средство развития личности ученика и учителя (математика)», «Нетрадиционные формы и методы физического воспитания», «Обновление содержания курса ОБЖ», «Основы православной культуры», «Работа родительских комитетов в условиях модернизации регионального образования» и др.

В программы предметно-методических модулей курсов базового повышения квалификации в данном учебном году были включены темы, связанные с подготовкой учителя к работе в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. Для учительского сообщества области были предложены проблемные курсы, связанные с работой по эксперименту «Обновление содержания общего образования» и др.

В последние годы расширился состав потребителей образовательных услуг, предоставляемых институтом. Среди них не только работники образования Оренбургской области, но и сопредельных государств (например, Казахстан, г.Эмба), председатели родительских комитетов, священнослужители, работающие в системе образования, ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних, педагоги негосударственных образовательных учреждений.

Одной из эффективных форм сотрудничества с территориальными отделами образования является организация выездных курсов. Учебно-методическое сопровождение таких курсов осуществляется как традиционными способами организации образовательного процесса: лекционные и практические занятия, семинары, конференции и т.д., так и дистантными: видеолекции, информационно-методические материалы на магнитных носителях, в сети Интернет на сайте ООИПКРО.

В этом учебном году были организованы выездные курсы педагогических и руководящих работников из 15 территорий: Абдулинского, Красногвардейского, Кувандыкского, Курманаевского, Новоорского, Первомайского, Переволоцкого, Соль-Илецкого, Сорочинского, Северного, Светлинского, Тоцкого, Ясненского районов, ЗАТО «Комаровский», городов Новотроицка, Медногорска, Орска, Сорочинска.

Всего за пять лет в полном объеме часов прошли курсовую подготовку 34111 работников образовательных учреждений Оренбургской области, что составляет 80% от общего числа работников регионального образования. Это, с одной стороны, говорит о системном повышении квалификации педагогических работников области, а с другой стороны о том, что большая часть территорий региона грамотно управляет этим процессом (стабильно, свыше 20%, повышают квалификацию педагогические и руководящие работники 17 территорий - среди них лидируют г.Оренбург, г.Орск, г.Бугуруслан, Орский, Александровский, Саракташский, Соль-Илецкий, Акбулакский и другие районы; 6 территорий имеют тенденции к увеличению количественных показателей в процессе повышения квалификации – г.Новотроицк, г.Бузулук, г.Бугуруслан, Курманаевский, Красногвардейский, Саракташский районы);

- 20%, не прошедших через регистрацию педагогических работников, включают в себя тех, кто от 1 до 30 лет ни разу не повышал квалификацию (такие факты зафиксированы в базе данных);

- за пять лет сумели повысить квалификацию только 50% педагогических работников (Ташлинский район), 60% (Домбаровский район).

Для реализации обозначенных целей в 2001-2002 учебном году институтом была предложена форма поименного социального заказа на образовательные услуги в электронном виде, а также был разработан порядок формирования социального заказа.

Социальный заказ является:

·     инструментом управления повышением квалификации работников образования,

·     результатом совместной деятельности ООИПКРО, РОО/ГОО и образовательных учреждений по формированию единого информационного пространства региона,

·      а также средством эффективного использования бюджетных средств. Результатом данной работы является: составление трехстороннего договора на оказание образовательных услуг за подписью заведующего РОО (ГОО), ректора ИПКРО, начальника ГУО и формированием (до 30 августа) поименного контингента слушателей на весь предстоящий учебный год на все виды курсовой подготовки.

С начала курсовой подготовки ведется постоянный контроль за выполнением социального заказа территориями и отслеживается количественный состав слушателей.

На сегодняшний день можно подвести некоторые итоги по выполнению социального заказа территориями.

По социальному заказу было запланировано 6596 человек, прошли курсовую подготовку 6224 человека.

Из чего можно сделать вывод, что 372 человека (6%) не посетили курсы повышения квалификации.

Сравнительный анализ списков ожидаемых слушателей, сформированных на основе социального заказа, и списков слушателей зарегистрированных на курсах показывает, что по курсам базового повышения квалификации для педагогов ОУ расхождение между ожидаемым количеством слушателей и количеством зарегистрированных слушателей составляет 23%.

Ни одна территория строго не выполняет требования социального заказа.

Наблюдаются незначительные нарушения социального заказа (от 1 до 3-х человек):

- Асекеевским, Гайским, Шарлыкским, Грачевским, Соль-Илецким, Ташлинским, Матвеевским, Октябрьским, Светлинским, Тюльганским районами (недобор количественного состава слушателей);

- Домбаровским, Курманаевским, Переволоцким, Шарлыкским, Абдулинским, Беляевским, Бугурусланским, Октябрьским, Пономаревским, Соль-Илецким, Илекским, Красногвардейским, Кувандыкским, Матвеевским, Сорочинским, Ташлинским, Тюльганским районами, г. Сорочинском и ЗАТО Комаровским (превышение количественного состава слушателей)

Однако были и грубые нарушения социального заказа следующими территориями:

- недобор количественного состава слушателей:

г. Оренбург; 39; г.Новотроицк; 33; г.Орск; 26; Оренбургский район; 13; г.Гай; 12; Первомайский район; 12; г. Медногорск; 10;

- превышение количественного состава слушателей:

г.Орск; 13; Первомайский район 10.

Невыполнение социального заказа территориями является одной из проблем, ведущих к необдуманному расходованию бюджетных средств.

Особую тревогу вызывает выполнение социального заказа на курсах повышения квалификации по актуальным проблемам образования. Данный вид курсовой подготовки предполагает серьезную детальную проработку актуальных региональных, предметных, методических проблем. Результатом работы данных видов курсов является глубокое овладение учителем предложенной для изучения проблемы. Привязанность преподавателей области к практическим целям в повышении квалификации (получение удостоверения об аттестации) приводит к серьезному сокращению слушателей на данных видах курсовой подготовки. Институт, работая над данной проблемой, пришел к выводу о том, что необходимо изменить модель данных видов курсов. В настоящее время идет работа над разработкой структуры проблемных курсов, которая позволит решить задачи, связанные не только с повышением квалификации, но и аттестацией педагогических кадров.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации